Не всегда удается выбраться на блогерские встречи, но эту я пропустить не мог. И вот почему:
Декабрь 2014. Впервые, и неожиданно для меня, сайт Обозреватель выставил на главной странице мой пост из личной ФБ-ленты, рассказывающий о тендерных злоключениях моего предприятия в 2014 году, связанных с поставками постельного белья для ЖД и наезда на нас руками МВД конкурентов, которым мы перешли дорогу, когда выиграли с низкими ценами, соблюли все требования по качеству и не сорвали поставки даже, когда рухнул курс.
В итоге резонанс от публикации получился большой, огласка с полной раскладкой по конкретным персонажам нас выручила, и весной 2015 с нами рассчитались, хоть и гораздо позже, чем должны были. После этого случались и другие разборки в публичном поле. Буквально этим летом пришлось снова выходить уже с подушечной историей: https://site.ua/aleksandr.sokolovskiy/5089-kak-zas...
Поэтому желание министра привлечь внимание к проблемам отрасли через встречи с блогерами понятны и типичны. Когда не работает судебная система и другие институты государства, остается только выносить проблемы в публичную плоскость в надежде на защиту гражданским обществом. Для начала расскажу первое, что запомнилось:
- Потери министерства на госзакупках в 2016 по скромным подсчетам министра порядка 7 млрд.грн. Даже система Прозорро бессильно в ситуациях, когда в невероятных объемах на сотни миллионов Укрзализныцей закупаются, например, ненужные верхние крепления, запатентованные лишь одним производителем — фирмой депутатов братьев Дубневичей, один из которых руководит транспортным комитетом ВР. Кроме того типична (как в случае с подушками у нашего предприятия) ситуация, когда добросовестного поставщика, давшего самую оптимальную цену, но не «порешавшего вопрос», задолбают придирками по качеству и многомесячными лабораторными исследованиями продукции на соответствие всем ГОСТовским показателям до тех пор, пока он сам не отступит и не заберет назад свой товар или не начнет играть по их правилам.
- Несмотря на озвученную на Кабмине передачу Укрзализныци под Минэкономики, вопрос этот удалось притормозить и министр сдаваться не намерен;
- Про руководителя УЗ гражданина Польши Войцеха Балчуна: «Хорошо играет на гитаре, но не особо вникает в дела своего предприятия, а при выступлениях лишь читает с бумажки подготовленные тексты». Как рассказал Владимир Омелян, при общении г-н Балчун не владеет ни цифрами, ни обстановкой. А на прямой вопрос, зачем пошел на эту работу, ответил министру, что нужны были деньги, чтобы финансировать свою группу. (Кстати, добавлю к этому приведенную недавно Карлом Волохом справку о прилетах-вылетах из Борисполя, показывающие, что за время своей работы в прошлом году из 245 календарных дней целых 156 дней В.Балчун в Украине на работе отсутствовал — был за границей. Как по мне, нереально с таким графиком эффективно руководить таким сложным хозяйством. При этом официальная зарплата у него более 460 тыс.грн. в месяц, и это без бонусов);
- На вопрос, почему же тогда не предоставили аналогичных финансовых условий команде предыдущего министра Пивоварского, который одной из причин ухода называл именно смешную (в районе 12 тыс.грн.) зарплату, на которую пошли получив обещания свыше, что она будет увеличена, нынешний министр вздохнул и рассказал, что и у него нет аргументов для жены по объяснению своей з/п, кроме патриотических.
- Как пример одной из схем было рассказано про озвученный в прессе ремонт якобы 7,5 тысяч локомотивов в 2016. При этом на балансе УЗ их всего 4000, из них на ходу 1,5 тыс., а реально используется 1000. Но деньги за ремонты благополучно списали.
- Очень много примеров приводилось с хищениями на ремонтах дорог по разным областям. И на этот год планируется потратить 7 млрд.грн. Было сказано, что сделают все, чтобы эти деньги не разворовали. Кстати, по прошлому году приводился пример Днепропетровской и других областей, где смогли заставить подрядчиков переделать порядка 20% некачественно сделанного дорожного полотна. И не потому, что они вдруг увидели сами брак, а потому, что начали применять пункты контрактов о гарантии производителя. Сказано, что в 2017 г. при приемке дорожного полотна по качеству будет привлечен международный контролер качества ФИДИК для сертификации и контроля работ на всех этапах. Кроме того на тендеры будут активно приглашать ся иностранные подрядчики, а при подведении итогов тендеров обязательно должна учитываться репутация фирмы, наличие на балансе своей техники и срок работы фирмы на рынке дорожного строительства!
- При этом рассказано было, что не всегда в быстром убийстве дорожного покрытия виноват недобросовестно их построивший подрядчик. К сожалению типична для Украины ситуация, когда перевозчики не выполняют требования по предельному весу фуры с грузом не более 40 т. Это — норматив. Но если строить дорогу для 60-80-ти тон ников, то это уже не дорога получается, а взлетная полоса. Смета на нее будет запредельной и никогда не окупится! Так вот, если в 2015 году ввести взвешивание на основных трассах не дали, то 2016 уже в пяти областях появились автоматические станции для взвешивания грузов. Как с ними только не пытались «работать»! И коррумпировали инспекторов, и пытались объезжать эти станции через окресные села и т.д. Министр пообещал за 2-3 года навести тут порядок и ввести серьезную ответственность за перегруз не только на хозяина авто и перевозчика, но и на владельца груза. Но блокировка этому новшеству под патриотическими лозунгами идет сумасшедшая.
- Министр прекрасно осведомлен про созданный искусственно дефицит вагонов для перевозки и владеет суммами взяток за подачу вагонов — 1000 грн. в среднем по стране и 3000 грн. в зоне АТО! Как обычно, правоохранители говорят, что фактов предостаточно, задокументированных материалов полно. Но новость — нет «политической воли», чтобы наказать виновных!
- Приходу Лоукостеров тоже мешает отсутствие утвержденной правительством транспортной стратегии. Но утвердить её тоже мешает нехватка пресловутой политической воли. Ну и еще одна проблема, это додавить наконец-то с Европой принцип «открытого неба». Но есть надежда, что один мощный, новый для Украины, лоукостер в 2017 зайдет и начнет работать. При условии, что будет утвержден руководитель аэропорта Борисполь. А с ним будет согласован вопрос по предоставлении лоукостеру одного из пустующих терминалов, т.к. из Жулян им летать экономически невыгодно по причине неудобств для транзитных пассажиров. А желание заходить к нам, несмотря на все сложности работы, имеется — только в 2016 г. рост пассажирского авиапотока составил 30%;
- Владимир Омельян пообещал лоббировать особые условия для производителей электромобилей в Украине. Что даст заказы множеству субподрядчиков, начиная с производителей аккумуляторных батарей, которые у нас имеются. Мечта министра — производство Теслы в Украине. Но в Европе за Илона Маска идет серьезная борьба и без решительных мер по реформированию экономики и отношениях к инвестору мы её не выиграем. Но кроме Теслы, электромобили еще запускают и Тойота, и Ниссан, и китайцы. И у нас есть шанс побороться за их приход, как производителя, а не только потом пользоваться их авто, как потребители (кстати, рост продаж электромобилей в 2016 у нас составил 500%, а рост количества электрозаправок 200%!);
- По мнению министра, работать в госаппарате за последний год стало сложнее, сопротивление реформам растет, помощи все меньше. Хотя работа на госслужбе не подарок ни в одной стране. Это везде в разной степени, но болото. Но только у нас интриги, компромиссы, балансы интересов разных группировок так зашкаливают. При этом множество функций дублируются, а много министерств для эффективной работы требуют объединения. Например Мин.инфраструктуры с Минрегионбудом, Минфин с Минэкономики и т.д. Тогда и порядка будет больше и расходов госбюджета меньше. Но никто пока даже мыслей наверху не допускает о таких реальных реформах...
Это далеко не все из рассказанного. Министр был очень конкретен, предельно в материале, все цифры помнил без шпаргалок и помощников. Несмотря на то, что нам всем раздали толстую пачку всевозможных подготовленных материалов и документов, которые еще изучать и изучать, в нее он не заглянул ни разу. Конечно видно, что по многим вопросам руки у него связаны и рассказано нам далеко не все. Полномочия у покойного министра транспорта Кирпы были, конечно, выше на порядок.
Но всё равно, после такого общения появляется уверенность, что эффективные государственники у нас есть. Пока Система им не по зубам. Подождем. И чем можем, поможем..