Государство в государстве, или Как послать на @уй систему Prozorro, министров, правоохранителей и последнюю видимость правил приличия.

На прошлой неделе из Укрзализныци ожидаемо убрали ширму под названием «еврореформатор Балчун». Ширмой, надо сказать, он был удобной и реальным выгодополучателям особых проблем не создавал, в схемы не лез и дорого не стоил (хотя со стороны его месячная зарплата в полмиллиона плюс премии и надбавки впечатляла!).

Мне он напоминал вьетнамского космонавта из старого советского анекдота, который вернулся в составе смешанного экипажа станции «Союз» с большими красными руками. А на вопрос, что с ним, пожаловался: «Я только к приборам потянусь, а мне сразу по рукам, по рукам!» Но у Балчуна похоже не было особого желания «лезть к приборам», раз он умудрился отсутствовать на работе в прошлом году 87 из 140 рабочих дней, а в этом — 45 из 103, и нормальными, неотбитыми руками играть на гитаре!

5992f08b19fa7.jpg


Министр Владимир Омелян оценивает теневые доходы Укрзализныци в 10-15 млрд.грн! Если учесть, что декларируемый противниками налоговой реформы т.н. «кассовый разрыв» госбюджета от замены налога на прибыль налогом на распределенную прибыль (если точнее, налогом на выведенный из бизнеса капитал — НнВК) ими озвучивается в 20 млрд., то вот вам, господа, и компенсатор! И таких еще, если покопаться, можно с десяток изыскать. Но я не об этом.

Хотел рассказать продолжение наших похождений с поставками постельных комплектов для Укрзализници. Если коротко — результат пока нулевой. На носу осень, а ни одного контракта на поставку ни с кем не заключено. Догадываюсь, что если бы мы отошли в сторону и не мешали «назначенным» поставщикам, то закупка бы уже состоялась. А пока, в первый раз за последние годы, УЗ не смогло летом обновить белье в ночных поездах. Чувствуем себя виноватыми перед ни в чем не провинившимися пассажирами, но упрямо продолжаем бороться и надеяться на что-то...

Вспоминаю, как все было при Кирпе. А было все четко и всем понятно. Он все решал и дисциплина по цепочке была железная. Откаты не обсуждались, но были в пределах разумного и платили поставщикам вовремя.
Но мало кто знает замечательную историю «Про ручку и точку», как без лишних слов отсекались настойчивые, но неугодные поставщики. Так вот, к Кирпе часто заходили всевозможные генералы, депутаты, губернаторы и прочие уважаемые люди с просьбами. В том числе по поставке продукции швейных фабрик, которым они покровительствовали. И просили включить их в число поставщиков. Кирпа не отказывал никому в обещаниях будущей взаимовыгодной работы с железкой. Просил только письмо в произвольной форме от производителя, где размашисто ставил резолюцию. Текст на ней был один, а возможных вариантов последующей работы было три:

- послать куда подальше, при этом вежливо и культурно до посинения запрашивать все новые документы и сертификаты, пока фабрике это не надоест;
- все ж таки дать «для галочки» небольшой объем поставок, чтобы отцепились;
- начать плотно работать с этим поставщиком.

Со своими подчиненными он эти варианты не обсуждал, но они со 100% точностью догадывались о мыслях шефа. Секрет был в выбранных чернилах и точке в конце резолюции. Точка в конце означала «с этими не работаем!». Красные чернила на резолюции говорили о серьезном сотрудничестве в больших объемах, а синие (без точки!) о несущественном заказе. Сам текст резолюции значения не имел. И когда довольный директор фабрики после разговора «порешавшего все вопросы» нардепа, прибегал на Укрзализнычпостач с резолюцией от министра типа «Рассмотреть предложение и найти возможности для дальнейшего сотрудничества.», то он долго не мог понять почему указания «папы» саботируются!

После Кирпы принятие решений в ведомстве прозрачнее не стало. Поставщики назначались из числа приближенных к «семье» и нам лично не приходило в голову скандалить и лезть незванным гостем в переговорные процедуры. Ведь мы, как и все понимали, что в результате или годами будут тянуть с оплатой, или начнутся проблемы на приемке, никоим образом не связанные с качеством продукции. Однако после Майдана те, кто раньше без борьбы спокойно себе с УЗ работал, вынуждены были разбежаться кто куда. И вдруг оказалось, что поставлять «постельку» некому. Да еще и вверх улетел курс доллара к гривне (а сырьё только импортное), а ожидаемая цена закупки при этом почему-то снизилась. «Текстиль-Контакт» в 2014 этим воспользовался и, пусть с боями, со скандалами, но доказал свою состоятельность, выдержав сроки и требования по качеству. Как нас тогда прессовали можно почитать тут:

https://www.obozrevatel.com/blogs/43056-tipichnyij...

Но благодаря запросам депутатов комитета ВР по противодействию коррупции и позиции только назначенного министра Андрея Пивоварского, мы смогли тогда побороть систему и прорваться в поставщики! Структура УЗ на верхнем и среднем звене была так сложна и враждебна к реальным поставщикам, что, невзирая на большое количество в Украине швейных производств, и в следующем 2015 году потребности УЗ были больше, чем желающих участвовать в торгах — боялись задержек с оплатой при скачущем курсе. И опасались тех, кого после 2013 отодвинули от «кормушки» гарантированных поставок белья. Ведь конечные бенефициары этих поставщиков всегда были заточены на создание руками силовиков проблем нежеланным конкурентам. Но мы все-таки держались и до 2016 года доработали.

А в 2017 Система УЗ решила, что с этим бардаком с независимыми поставщиками пора кончать (насколько я знаю, такая ситуация не только с постельным бельем). По цепочке сверху вниз пошла команда на выдавливание неугодных (или загон их «в стойло»). Нижняя таблица очень наглядно резюмирует результат — по БОЛЬШИНСТВУ тендерных процедур идет затягивание или отмена:

599343bfeea97.png


Расскажу теперь, как в 2017 мы участвовали в тендерах постельным комплектам (по остальной номенклатуре закупаемых УЗ товаров на десятки миллиардов гривен тоже очень похожая картина, загуглите ситуацию с вагонами, комплектующими и пр.), коих Департамент пассажирских перевозок УЗ планировала закупить к летним перевозкам более 200 тысяч.

Сначала нас пытались выбить, придумав новый (на тот момент) способ обхода Prozorro. Объявили тендер на февраль. А за три недели до закупки внесли изменения в квалификационные требования в виде наличия:
- Сертификата соответствия системы менеджмента качества производителя требованиям международного стандарта ISO 9001-2008;
- Наличие сертификата Oeko-tex Standart 100 на подтверждение сырья классу 1 или 2.
При этом торги перенесли аж на один день! Хотя на получение этих сертификатов требуются месяцы. Подробно об этой истории написано тут:

https://site.ua/aleksandr.sokolovskiy/6400-nahrena...

В итоге мы добились, что подачу этих совершенно ничего не дающих для реального контроля качества, но дорогостоящих документов, перенесли на апрель. Тендер состоялся. Но его итоги были заблокированы в АМКУ и закупку отменили. Реальная причина — группы влияния внутри УЗ не хотели уступать друг другу, а тут еще и мы «путались под ногами», умудрившись в рекордно короткие сроки пройти необходимую сертификацию.

В мае снова состоялись торги и снова были опротестованы в АМКУ — в июле процедура закупки была отменена. И на 17.07.2017 объявлена следующая. В числе других претендентов на часть лотов опять выходит «ТК-Домашний текстиль». Но по совершенно надуманному поводу, даже не глядя на ценовые предложения, нас дисквалифицировали (как и остальных). В этот раз УЗ решила придраться к Госпотребслужбе и оспорить утвержденный МОЗ и зарегистрированный Минюстом бланк заключения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы, на предмет того, что там отсутствует фраза, в соответствии с какой технической документацией изготовлена продукция, совершенно не принимая во внимание, что гигиеническая экспертиза лишь подтверждает, что продукция соответствует всем гигиеническим нормам (очевидно, должностные лица департамента пассажирских перевозок считают себя более компетентными в вопросах оформления подобных заключений, чем главный санитарный врач Украины).

Все требуемые технические характеристики отражены в остальных предназначенных для этого документах. Дисквалификация была настолько наглой, даже не «высосано из пальца», а вопиюще надуманной, что мы вынуждены были обратиться с заявами в НАБУ и Генеральную прокуратуру. Что, конечно, вряд ли обеспокоит прочно сидящего на своем месте зама главы департамента пассажирских перевозок Тараса Пасечника, который четко выполняет поставленную ему кураторами задачу и по принципу «да не доставайся ты никому» зарубил своим письмом на тендерный комитет и эту крайнюю закупку.

https://prozorro.gov.ua/tender/UA-2017-06-29-00034...

А в результате Департамент пассажирских перевозок придумал новый хитрый способ, как обойти систему Prozorro и при этом не дать участнику даже возможности обжалования в АМКУ — дисквалифицировали всех участников, торги просто отменили, а значит, согласно ст.18 закона о публичных закупках, никто не имеет права даже попытаться оспорить это решение. То есть заказчик, которого не устраивают потенциальные поставщики, может написать любой бред, отменить торги, а жалобу на отмененные торги подать в АМКУ юридически невозможно! А только писать гневные обращения на правоохранителей в НАБУ и ГП, которые не пугают прикрытых покровителями непотопляемых монстров среднего звена на УЗ. А ещё бывает в таких ситуациях, что жалоба приходит на тех, кто подобные схемы как раз и прикрывает...

Итак, на сегодня мы имеем мощную, работающую на себя Укрзализныцю, лишь формально государственную. Де-юре ее перевели из подчинения Министерства инфраструктуры в Минэкономики. Хотя решением админсуда в начале августа это решение признано незаконным. И УЗ пока болтается между двух министерств, что не мешает им решать спокойно свои вопросы. И как бы при этом не рассказывали Генеральный прокурор Юрий Луценко о 90 уголовных делах, которые расследуются по фактам злоупотребления служебным положением должностных лиц УЗ, и что бы не говорил глава НАБУ Артем Сытник про целый отдел, который работает исключительно по Укрзализныце, они там чувствуют себя непотопляемыми и суверенными. У меня порой такое чувство, что УЗ живет в другой плоскости. Точнее, ей позволяют на взаимовыгодных условиях там жить!