10 основных причин, по которым нужно Кабмину внести, а ВР принять закон о замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал (НнВК).
Как на не остаться на берегу со своей ментально устаревшей лодчонкой, когда рядом ходят комфортные и удобные корабли? Вроде в бизнесе равнодушных пофигистов и фаталистов быть не должно. Предприниматели вкладывают свой труд и капитал, и привыкли рисковать в борьбе за эффективность.
Но если спросить сотню владельцев или директоров по поводу закона о НнВК, знать будет от силы несколько человек. Поэтому не только власть нужно убеждать в очевидных вещах, но и общество! Пока у него не будет запроса на реформы, а будет запрос только на люстрации, посадки и расстрелы, никаких реформ в подарок от власти нам не будет. При этом эффект от принятия закона о НнВК сравним с ЭКОНОМИЧЕСКИМ БЕЗВИЗОМ!
Руководство страны не озвучило стратегию налоговой реформы. А она должна быть очень понятная. Бизнесмены прекрасно понимают, что налоги должны быть просты в администрировании и минимальны (хотя бы по окрестному европейскому региону). И тогда все их будут платить. А когда уклонение от налога приводит к конкурентным преемуществам или является выгодным бизнесом, то система не работает.
Группа экспертов-авторов закона, которых знает уже вся профильная законодательная и исполнительная вертикаль, работает на энтузиазме в ущерб своим личным делам и бизнесам с 2015 года (когда ими был предложен нашумевший з-н 3357, из которого был выделен потом раздел о НнВК). Без западных грантов, своего помещения и помощи от нашего государства создан долгожданный продукт в виде текста закона. Прошел все обсуждения на профильном комитете ВР, в Минфине, ДФС, большой четверке аудиторов, и т.д. Сейчас находится на согласовании в МЭРТ. Надеюсь оно будет получено и Кабмин все-же подаст закон в парламент на утверждение.
Понимаю, какое сопротивление популистов и псевдопатриотов он вызовет, т.к. затронуто очень много схем и интересов. Но при этом уверен, что разум и здравый смысл победят, закон вынесут и проголосуют! Останутся процедурные проблемы и вопросы имплементации с 1 января 2018. Ведь по регламенту, чтобы ввести изменения с начала года — принимать нужно было до 1 июля 2017. При этом авторская экспертная группа разработчиков уже больше года бъется об стену согласований и компромисных поправок. Закон не сырой, он вылизан, согласован с кем только можно, обсуждён с бизнес-ассоциациями (где нашёл понимание и одобрение) и готов, как полноценный продукт. Только дайте его стране с 2018 года и не затягивайте, не забалтывайте долгожданную реформу. Скоро нечего будет реформировать!
Теперь постараюсь собрать основные доводы за принятие закона о НнВК:
1. Значительное упрощение администрирования. Подсчитано, что в среднем бизнес тратит 355 часов в год, чтобы заплатить налоги. Из них 16% на налог на прибыль. При этом при налоговых проверках 70% времени проверки идет по налогу на прибыль! Упрощение процессов поможет бизнесу иметь сопоставимые с европейскими странами издержки, не тратить деньги на ведение двойной-тройной бухгалтерии и на дополнительный штат в юридических и других службах для войны с фискалами. Я как-то приводил пример моего голландского знакомого, у которого бизнес там и тут. Так вот, при сопоставимом обороте, на 17 фирм там у него один бухгалтер, а на одно предприятие в Украине — целых 17! А потом мы удивляемся нашим ценам!
2. Возможность вместо уплаты налога на прибыль реинвестировать эти деньги в производство даст серьезнейшие стимулы к его росту и подъему экономики. У Украины наконец-то появятся конкурентные преемущества перед соседями, кроме самых низких на континенте зарплат, что даст толчок мощных внешних и внутренних инвестиций
3. При этом возможные потери бюджета в первый год, которые правительством оцениваются в 20-40 млрд.грн. не являются такими уж существенными. За 4 месяца этого года бюджет собрал налога на прибыль 15,7 млрд.грн. В прошлом году было собрано за этот период 17,6 млрд. Тенденция к падению идет по каждому месяцу этого года, при том, что цены растут и инфляция огромная. Но при этом нам рассказывают, что бюджет этого закона не переживет! При том, что доля налога на прибыль в бюджетных поступлениях (около 5%) ничтожна по сравнении с другими налогами.
4. Когда прибыль все же «вытаскивается» из бизнеса и распределяется, сниженная до 15% ставка уплаты налога на распределенную прибыль является для многих, кто сейчас минимизирует вывод прибыли под 7-10%, достаточно комфортной, чтобы не рисковать и оптимизациями не заниматься. Это конечно «режет без ножа» тех, кто на этом кормился и вызывает у них ожесточенное сопротивление, т.к. понятно, что рано или поздно теневики, многих из которых такая жизнь задобала, начнут «вылазить на свет» и платить налоги, а не «на карман» крышевателям! Кроме того, у тех представителей МСБ, кто прячется за ЧП-шниками и из-за этого очень ограничен в развитии, привлечении кредитов и инвестиций, появится возможность перехода на общую систему. «Упрощенку» сегодня никто не тронет, хотя ею успешно пользуются минимизаторы. Значит нужно упрощать общую систему налогообложения, другого выхода у государства нет, если мы не хотим рано или поздно превратиться в страну мелких ЧП-ов. Самозанятость, это хорошо, но кто будет бюджет наполнять?
5. Даже самые пессимистичные расчеты дают цифру роста бюджетных поступлений за 5 лет больше 200 млрд.грн. только поступлений от НнВК, а всего более 600 млрд.!
6. Выход из тени, в которой многим предприятиям не будет смысла находиться, даст благодаря возможности не вести двойную бухгалтерию и управленческий учет, отличающийся от налогового! А так-же привлекать инвестиции и показывать при этом инвестору налоговую отчетность, совпадающую с управленческой. Вы не представляете, какой волнообразный эффект даст возможность показывать в отчетности честную цифру по прибыли и не прятать ее от государства! И какой это стимул для роста — спокойная работа в правовом поле при том, что это не загоняет бизнес «за можай» неконкурентноспособности. Именно из за неё многие сегодня просто не могут себе позволить вести бизнес открыто и честно — твой бизнес и твоих людей, если это не технологичный и эксклюзивный продукт, тут же «обойдёт на повороте» теневик!
7. Как с любым налогом, найдутся желающие его не платить. Но опрос бизнесменов, проведенный Украинским Институтом Будущего (УИБ), показал что 30% бизнеса выведет официально прибыль, как дивиденты; 40% реинвестирует, 15% оставит в бизнесе в виде депозитов, как «страховую подушку» и только 15% выведет, как скрытое потребление (покупка собственником машины для личных нужд, отпуск, оформленный командировкой и т.д.). Но при этом, чтобы процент тех, кто не захочет выйти из тени был в приведенных рамках, конечно, понадобится эффективная работа фискалов, которая невозможна без воли и контроля сверху. Мы все прекрасно понимаем, как саботаж правоохранителей может потопить любое благое дело. Они традиционно любят не законопослушных, с которых кормится казна, а преступников и нарушителей, которых можно доить самим.
8. Существующий налог на прибыль неэффективен. 85% собираемого налога на прибыль платит порядка 1300 предприятий, или меньше 0,5% от их общего количества. А проверками вовсю кошмарят почти 300 тысяч фирм, причем без результата для бюджета, а только с дополнительными его расходами на лишних фискалов! Понятно, что часть этих «лишних» совсем не против продолжать кормиться на неэффективных проверках. Специалисты ДФС при этом признают, что если будет принят закон о НнВК, то контролировать выплаты им будет гораздо проще, чем контролировать операции, как сейчас. И можно будет обходиться меньшим количеством сотрудников, которым появится возможность платить достойные зарплаты, и фискалы смогут не участвовать в схематозе.
9. Если с показываемой в официальной отчетности прибылью все печально и налоги с нее бюджет собирает все меньше, то накопленных убытков к началу этого года было задекларировано 1140 млрд.грн. (и это на 8000 предприятий), это говорит о том, что уплаты налога на прибыль с них ждать в обозримом будущем не приходится. И ещё добавлю про злополучные «компенсаторы», про которые говорят все, кто с умным видом под прикрытием государственных интересов саботирует принятие закона с 2018 года:
10. Всем, кто ещё сомневается (или делает вид, дабы затормозить принятие закона) надо просто понять, что проблема «сама не рассосется»! Просто смотрим на результаты и тренд. Я, конечно, понимаю, что у болота дна нет. Но если власть считает, что все и так хорошо, то темпы роста экономики в 1% в год в ближайшие несколько лет приведут к тому, что:
1) по долгам страны нечем будет платить и будет дефолт;
2) наростающая трудовая эмиграция самого работоспособного населения гораздо раньше планируемых пяти лет приведет соотношение работающих к пенсионерам 1 к 2-м! Люди эмигрируют не от того, что работодатели жлобятся дать им достойные зарплаты, а потому, что у все большего количества предприятий нет доходов, откуда их платить — оборотка вымыта, много лишних накладных расходов из-за сложности ведения бизнеса, при этом у многих похожая ситуация, когда налогов платят все больше, а прибыль падает и бизнес сворачивается!
То, что все показатели эффективности, которые являются для страны объективными (ВВП на душу населения, средняя зп, 166 место в рейтинге экономических свобод и т.д.), показывают запущенную болезнь, для ылиты болезнью не являются, не удивительно. У них все отлично работает и их благосостояние растет. И зачем что-то менять? Их можно только заставить это сделать постоянным и нарастающим давлением основного заказчика налоговой реформы, тех, на ком держится бюджет и государственная состоятельность страны — отечественного бизнеса! Пока мы, каждый в своей зоне возможностей, не начнём прикладывать усилия для того, чтобы не просто выживать по норам, а развиваться, то на блюдечке с каемочкой нам не реформу, выбивающую табуретку под скрепами примут, а разве что ещё пару улиц переименуют...