Что, опять застрял в пробке? Негде припарковаться? Тесно в маршрутке? Да, эти проблемы знакомы по без преувеличения всем киевлянам (да и жителям других больших городов тоже). Как давно у киевлян такие проблемы?.. На этот вопрос отвечать не надо — проблемы известны годами, и годами не решаются.
Только надо учитывать, что одного желания мало. Надо еще и понимание. И скорей всего ситуация такая же как и с желанием — ни того, ни того у руководства нет. Более того, часто нет его и у обычных жителей, иначе бы знали чего требовать.
Данная статья такой себе ликбез для обычного киевлянина насчет сути транспортных проблем и методов их решения.
Начну пожалуй с того, для чего в сущности нужен транспорт — транспорт нужен для обеспечения эффективной мобильности (а не для отображения собственного статуса, уважаемые водители Porsche Cayenne). Мобильность же для города является особо важным свойством, так как в городе жилмассивы и деловой центр часто разграничены и находятся часто на ощутимом удалении друг от друга. Это и приводит к важности быстрого перемещения, так как поездка — это вынужденная мера, длительность которой нужно свести к минимуму.
Любая же система в городе (и транспортная в том числе) движется к равновесию, однако равновесие может быть неоптимальным. В Киеве как раз тот случай, так как часто критерием, который определяет выбор средства передвижения (личный автомобиль или общественный транспорт), кроме затрачиваемого времени является банальный комфорт (и часто статусность пользования личным автомобилем). Вот тут то и всплывает главная причина пробок — из-за отсутствия комфортной альтернативы личному автомобилю люди выбирают именно автомобиль, а улично-дорожная сеть города попросту загружена таким количеством автомобилей.
Казалось бы, решение простО — больше новых дорог и расширение существующих. Но это неправильное решение. В данном случае спрос до конца не реализован, потому увеличение предложения будет порождать еще большую реализацию спроса. Простыми словами: чем больше дорог — там больше машин. (Чем-то напоминает очереди за iPhone в день продаж, вот только проблема в том, что этот «покупать» этот "iPhone" нужно каждый день.)
Путем постойки и расширения дорог пошли в США в начале XX века и в Европе после Второй мировой. В итоге в городах США с наиболее емкой улично-дорожной сетью ситуация с пробками хуже всего. Кроме этого наибольшее скопление автомобилей в Киеве наблюдается в центре города. А в центре города у нас историческая застройка, которую разрушать нельзя (да и зачем? Фривэи что ли строить, которые для машин, а не для людей?), потому расширять дороги особо и некуда.
Ну а еще строить новые дороги — это дорого, да.
А вот это мост Патона, там лет с 10 назад сняли трамвайное полотно и сделали больше полос для автомобилей. Часто там такое:
Теперь перейдем к правильному решению. Правильное решение это развитие общественного транспорта как альтернативы личному. Повышение комфортабельности, уменьшение времени ожидания и передвижения. При развитии общественного транспорта появляется действительно весомая альтернатива личному транспорту, которая может переманить часть автомобилистов на свою светлую сторону.
Да, сейчас вы скажете, что автомобилист ни за что не пересядет на автобус, ведь автомобиль это, в том числе, и статус. Но ведь просто наличие альтернативы в текущей запущенной ситуации — это не единственный способ заставить человека выбрать общественный транспорт.
Об я написал тут.
P.S. А еще можете почитать Макса Каца, там подробнее и с деталями написано о пробкообразовании.
Хэй, еще добавляйте в Fb — facebook.com/oleksandr.rak96 ;)
И читайте мой блог — site.ua/aleksandr.rak :)