Внезапно Украинское информационное поле взорвалось. Шутка ли — Патриарх Филарет написал письмо Патриарху Кириллу, в котором просит простить его за всё, умоляет снять с него анафему, да и вообще — признаёт всю неверность пути Киевского Патриархата.
После подобной новости негодование народных масс буквально зашкаливало. А потом — появился сам текст письма и разъяснения со стороны пресс-службы Украинской Православной церкви Киевского Патриархата.
Для начала, текст письма:
Итак, если отбросить церковную высокопарность и перевести на общечеловеческий, то суть можно передать следующим предложением: «Ребята, давайте забудем о причинах наших распрей и вспомним о том, что Церковь должна объединять православных, а не наоборот. А потому простим друг друга и посмотрим вместе в будущее.»
Что это значит? Пресс-служба Киевской Патриархии привела разъяснения, которые были выложены на официальном сайте. Из них становится понятно, что недавно Московская Патриархия изъявила желание пойти на диалог с Патриархом Филаретом. Кстати, это желание свидетельствует о том, что и в Российской Православной церкви есть люди трезвомыслящие.
Основным стремлением Киевского Патриархата было, есть и будет — создание Украинской Поместной церкви, объединённой вокруг престола Киевского Патриарха. Поэтому предложение пойти на диалог воспринялось как готовность со стороны Московского Патриархата сделать шаги в этом направлении. Отсюда и появилось это письмо, которое следует воспринимать как протягивание руки дружбы, а не просьбу о прощении.
Насчёт придания анафеме и прочих обвинений. Для того, чтобы просить об их отмене, надо для начала их признать. А Патриарх Филарет не считает себя в чём-либо виноватым и не признаёт никакой анафемы, что пресс-служба Киевского Патриархата отдельно подчеркивает. Тем не менее, самому Филарету есть на что обижаться. За 25 лет раскола на него вылито слишком много грязи и неправды, но призывая сделать всё это «яко не бывшая», он в который раз подчёркивает, что для него евангельские идеалы гораздо важнее человеческих обид.
А теперь перейдём к последствиям этого письма. Кроме уже упомянутого шума, который поднялся в масс-медиа, была также и реакция Московского Патриархата, о которой упоминать почему-то забывают. А именно — желания сделать шаги навстречу создания Украинской Поместной церкви, желания учитывать интересы Украинских прихожан, желания вообще учитывать хоть чьи-нибудь интересы, кроме собственных, со стороны Патриарха Кирилла проявлено не было. Протянутая рука дружбы была брезгливо отвергнута, а само проявление дружелюбия и всепрощения (основных принципов Християнства) было расценено как слабость и признание вины.
Выводов из этой ситуации можно сделать два. Первый — даже попытки примирения и совместных действий во имя веры и в интересах прихожан будут отвергнуты и использованы против того, кто это пытается сделать. Второй — тем не менее, Киевским Патриархатом была публично продемонстрирована готовность забыть о разногласиях, если это будет соответствовать интересам Украинского народа. А в Москве в очередной раз продемонстрировали, как к этим интересам относятся.
И поэтому всему Украинскому обществу и особенно — Украинской власти — следует в конце-концов принять для себя эту данность и начать действительно независимый путь к созданию Украинской Поместной церкви. Без оглядок и страхов — начать новую эпоху Православия в Киевской Руси.
Александр Дедюхин, Виктор Сокуренко