В этом избитом словосочетании — кредит доверия — существительное, происхождением из банковской или торговой сферы деятельности, очень уместно.
Когда ты получаешь кредит, поначалу испытываешь чувство сродни достижению результата — ты решил вопрос, цель достигнута, пусть и локальная. Мысль о том, что кредит нужно возвращать, в этот момент не то, чтобы вылетает из головы, но вытесняется на задворки сознания.
Однако чем больше кредит, тем больше нужно напрячься, сконцентрироваться на том, для чего ты его получал, чтоб не превратиться в проблему для кредитора, и не испортить собственную кредитную историю. Не имеет значения, в данном случае, кто выступает кредитором: банк ли, торговый партнер ли — в финансах, или электорат — во взаимоотношениях «политик — избиратели».
Если ты получил 54% на выборах, и избран в первом туре — беспрецедентное событие для украинской истории, — да и еще имея в виду оплаченную цену твоего президентства — кредит доверия очень высок. Обратная сторона медали — кредитор, в данном случае — народ, с какого-то момента начинает ожидать погашения как основной суммы, так и процентов. И если, по мнению кредитора, ты платишь плохо, кредитор начинает формировать резервы под этот кредит. В чем это выражается? Твой рейтинг стремительно падает с 54 до 8%, что фактически превращает тебя в проблемного заемщика, со всеми вытекающими хлопотами: неприятные вопросы, звоночки от коллекторов и проч.
Ситуацию, в глазах кредитора, усугубляют еще два обстоятельства, из тех, что были на входе: высокие ожидания от тебя как от личности, способной вернуть кредит (а в сравнении что с конкурентами на получение кредита, что с бывшими получателями такого же кредита, ты объективно смотрелся очень выигрышно), так и цена ресурсов — непомерно высокая — которую кредитору пришлось заплатить.
Тут нельзя не вспомнить фразу одного из героев романа И.Губермана, «Штрихи к портрету», обращенную к главному герою: «Я возлагаю на Вас надежды. Вам не тяжело?».
Так ведь знал заемщик, на что подписывался — никто ничего мелким шрифтом в договор не вписывал.
Потому-то и возникают проблемы в трактовке успешности заемщика в деле обслуживания этого самого кредита доверия. Одни склонны просто арифметически считать достижения, впихивая туда и те, что либо весьма относительно касаются заемщика, либо так себе достижения.
А другие числитель достижений соотносят со знаменателем, в котором — произведение ожиданий на цену оплаченных ресурсов, что пошли на кредитование. Да еще, от полученного результата, отнимают откровенные провалы и проколы.
Вот и лезет проблемность заемщика, и те самые грустные 8%.
А что ты делаешь в этой ситуации? А ты готовишь кредитора к пролонгации.