В этой статье мне представляется важным собрать воедино главные провалы нашего президента, естественно с моей субъективной точки зрения. При этом я не буду касаться довоенных времен. Это уже другая эпоха, когда мало кто верил, что на нашу долю выпадет такое тяжелейшее испытание.   Оценивать «мирное» правление Зеленского с позиции упущенных возможностей – занятие для любителей альтернативной фантастики. Я хочу посмотреть на его действия и бездействия после начала войны.

Хочу лишний раз подчеркнуть, что я глубоко убежден, что именно личное мужество Зеленского спасло Украину в первые недели вторжения. Это не делает менее значимым героический вклад тысяч и тысяч военных и гражданских, принимавших участие в отражении первых «волн» российской агрессии, но лидирующая роль именно президента здесь не вызывает никаких сомнений. На минуту представьте, что было бы сбеги Зеленский за пределы страны, как ему советовали западные партнеры.  Уверен, что российские солдаты сейчас спокойно гуляли бы по улицам Киева.

Также у меня практически нет претензий к решениям президента в первые пару месяцов войны. В такое сумбурное время никто не застрахован от ошибок, наверняка были они и у него, но они не были катастрофическими. Каждый тогда занимался своим делом: военные воевали, президент обеспечивал им экономическую, политическую и международную поддержку. Когда на кону стояла судьба страны и личная безопасность, никто особо не заботился о рейтингах и всем было плевать на бюрократические препоны и регулирования.  Личная инициатива, способность принимать самостоятельные решения, горизонтальные связи без оглядки на «верх» — вот что тогда было востребовано и определяло успех. И все это кануло в лету после наших первых побед. И главная вина здесь однозначно лежит на Зеленском.

Но пойдем по порядку.

«Правильное решение, принятое с опозданием, является ошибкой».

Главная проблема Зеленского и его команды – это катастрофическое запаздывание с принятием решений по критически важным вопросам.  Я, конечно, не ожидал от него умения действовать на опережение. Это высший политический пилотаж, мало кому доступный, особенно в современной политике. Но хотя бы адекватно оценивать ситуацию и реагировать на нее вовремя, а не с опозданием на год-полтора, а то и два, президент обязан! Если не хватает мозгов у самого, вполне такое допускаю, невозможно быть специалистом во всех сферах, то необходимо иметь адекватную команду профессионалов в своем окружении и прислушиваться к их советам.

Чтобы не быть голословным, приведу только несколько наиболее ярких примеров.

Во-первых, пресловутая мобилизация. Недавно Рада приняла соответствующий закон, вызвавший огромный общественный резонанс и в момент его обсуждения, начиная с самого первого «драконовского» варианта, и заканчивая окончательной редакцией, которую кто-то из депутатов или чиновников назвал «демократическим» (что абсурдно само по себе, так как в военное время не может быть демократических законов по определению). Так вот, мое глубочайшее убеждение, что Зеленский опоздал с этим законом как минимум года на полтора. Его необходимо было принимать еще в первые полгода после вторжения, как только стало понятно, что российское СВО перерождается в полноценную войну.

Вспомним харьковское контрнаступление ВСУ в сентябре-октябре 2022 г. Тогда главными причинами, по которой оно остановилось были растянутость линий снабжения и недостаток личного состава у наших военных. Этот огромный недостаток солдат был и на российских позициях, благодаря собственно этому ВСУ и удалось прорвать фронт столь успешно. Но Россия очень быстро заткнула бреши, проведя так называемую «частичную» мобилизацию и призвав несколько сотен тысяч человек. Украина же не сделала ничего в этом плане. Другой случай – это освобождение Херсона. Тогда у россиян еще и в помине не было ни «зубов дракона» (над которыми так потешалась потом вся украинская блогосфера и которые мы теперь видим на украинских оборонительных рубежах), ни «линии Суровикина», ни гектаров минных полей. Будь на тот момент в составе ВСУ дополнительные сто-двести тысяч человек, где бы тогда установился фронт? Ведь тогда положение политического режима Путина действительно было очень шатким, что доказал в последствии мятеж Пригожина. Имей украинские военные в то время хотя бы приблизительный численный паритет с российской армией, то может до границ 91 года было бы существенно ближе, чем теперь?

Даже если бы закон о мобилизации попытались принять сразу после этих суперуспешных операций, то насколько легче он был бы принят в украинском обществе на волне всеобщего воодушевления, царившего тогда в стране. И как бы эти дополнительные силы, обученные и подготовленные без спешки и аврала, пригодились бы потом и при обороне Бахмута, и при прорыве на юге. Но увы. Цитату по этому поводу от Ли Якокка, легендарного менеджера, вытащившего корпорацию Крайслер из задницы, я привел в заголовке этого раздела.

Возникает вопрос: а кто у нас в стране обладает правом неотложной законодательной инициативы? Уж не президент ли? Зеленский еще много-много месяцев назад мог придти в Раду и поставить вопрос о мобилизации ребром.  Добавлю, что президентская фракция «слуг народа» имеет в Раде не просто обычное, но конституционное большинство. А теперь напомните-ка мне кто там в действительности внес закон о мобилизации на рассмотрение парламента? Заходим на сайт «Лига-Закон» и видим:

Суб'єкт законодавчої ініціативи: Кабінет Міністрів України

Автор законодавчої ініціативи: Шмигаль Д. А.

То есть Верховный Главнокомандующий мало того, что затянул со столь необходимым законом как минимум на полтора года, так и еще скинул всю ответственность на Кабинет Министров. Не захотел подставляться под негативные отклики? Так он у нас государственный деятель, заботящийся в первую очередь о благе и безопасности государства или ведущий «Лиги Смеха», заботящийся только о пиаре? Ответ на это вопрос уже давно очевиден.

Отдельно хочется коснуться того беспредела, который устроила команда Зеленского после принятия данного закона. Так и хочется спросить: вы там совсем охренели? Хоть кто-нибудь из вас Конституцию своей страны открывал на досуге? Особенно это относится к нашему «гаранту». Или, когда это касается выборов, то он быстренько выдергивает из нее тезис о запрете выборов во время войны, хотя еще раз подчеркиваю, там нет ни слова о запрете выборов президента, там упоминается только Верховная Рада. А когда нужно вспомнить обязанности государства по отношению к своим гражданам, то ее можно засунуть куда подальше?  На каком основании государство в лице МИДа лишает защиты миллионы своих граждан, находящихся за границей? Специально для Кулебы, Подоляка и самого Зеленского, относящихся к гражданам как к скоту, даю ссылку на нашу конституцию, может они хоть теперь соизволят ее прочитать:

Стаття 25. Громадянин України не може бути позбавлений громадянства і права змінити громадянство.

Громадянин України не може бути вигнаний за межі України або виданий іншій державі.

Україна гарантує піклування та захист своїм громадянам, які перебувають за її межами.

Стаття 64. Конституційні права і свободи людини і громадянина не можуть бути обмежені, крім випадків, передбачених Конституцією України.

В умовах воєнного або надзвичайного стану можуть встановлюватися окремі обмеження прав і свобод із зазначенням строку дії цих обмежень. Не можуть бути обмежені права і свободи, передбачені статтями 24, 25, 27, 28, 29, 40, 47, 51, 52, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63 цієї Конституції.

Хороша у вас забота, дорогая власть, я уверен, миллионы украинских мужчины, и также их жены с детьми, по достоинству ее оценят и побегут ее защищать, спотыкаясь от спешки.

Но вернемся к главной теме. Во-вторых, нецелевое разбазаривание местных бюджетных средств. Если кто забыл, напомню, что в стране уже во всю бушевала война, а в это время местные власти выделяли сотни миллионов гривен на строительство стадионов или перекладывание плиток.  И это тогда, когда огромное количество простых украинцев, включая меня самого, сдавала пожертвования волонтерам на закупку медицинского снаряжения, обмундирования, дронов и много другого. Только после массовых скандалов и давления общественности, Зеленский соизволил внести в Раду соответствующий закон, который положил конец этому беспределу. Эти расходы оцениваются в 2,66 млрд долларов! Что мешало это сделать не в ноябре 2023 г, а на год-полтора раньше? Самое гнусное, что такой подход сохраняется и поныне, стоит только посмотреть на всевозможные реконструкции, проводимые в Киеве и других городах, включая мои родные Черкассы, как будто и войны нет.

В-третьих, катастрофическое запаздывание с переводом страны на «военные рельсы». Это касается как украинского ВПК, так и всего остального народного хозяйства.  «В случае затяжной войны экономику придется перевести на „военные рельсы“. Для войны на истощение будет нужна полностью милитаризованная экономика.», — сказал президент Владимир Зеленский в интервью The Economist в сентябре 2023. Президенту потребовалось целых 19 месяцев на понимание этого. Сколько еще месяцев потребуется на переход от слов к делу? Еще полтора года?  Два? Господин Гусев, три года возглавлял Оборонпром Украины и периодически рассказывал всем нам и президенту сказки то об американских вертолетах, которые вот-вот начнут бороздить воздушные просторы нашей станы; то строил патронный завод с Канадой, следы которого никто не может найти по сию пору; то клялся массово поражать территорию России ракетами украинского производства; то обещал «завалить» войска многофункциональными БПЛА, способными летать на тысячу км (в том что они сейчас таки появились у нас заслуги г. Гусева и Оборонпрома ровно 0%). Был уволен со своего поста за провалы в конце июня 2023 г (и после этого благополучно был отправлен послом в Азербайджан). То есть Зеленскому понадобилось 3 года, из них полтора во время «большой» войны, только лишь на оценку результатов работы главы нашего военно-промышленного комплекса. С такими темпами сколько лет нам необходимо на перестройку всей украинской промышленности? Лет 10? Или это я слишком оптимистичен?

Военные провалы

Я не являюсь военным экспертом. Мое воинское звание лейтенанта запаса, полученное еще в далекие советские времена в канун развала Союза не дает мне права и возможности профессионально оценивать деятельность Верховного Главнокомандующего всеми вооруженными силами Украины.   Поэтому буду рассуждать с позиций дилетанта, но который все же вынес, и как ни странно, не забыл, некоторые познания с занятий на военной кафедре.

Одним их постулатов военной теории, который отложился у меня в памяти, является принцип концентрации усилий на стратегическом направлении. Это я имею ввиду провал столь ожидаемого контрнаступления ВСУ летом прошлого года. Как пишет Washington Post, США «выступали за целенаправленное наступление вдоль этого [к побережью Азовского моря] южного направления, но руководство Украины считало, что их войска должны атаковать в трех отдельных точках на 600-мильном фронте: на юг в сторону Мелитополя и Бердянска на Азовском море и на восток в сторону приведенного в боевую готовность Бахмута».

Мне вот очень интересно: если даже у меня хватает ума понять важность сосредоточения войск на направлении главного удара, то неужели этого не понимали наши генералы? Как можно сравнивать возможность стратегического прорыва фронта на юге с перерезанием сухопутного коридора и выходом на рубежи Крыма с, в лучшем случае, оперативным успехом на луганско-донецком направлении под Бахмутом? Да, все мы теперь может искать оправдания в недостатке западного вооружения, плохой подготовке личного состава, недооценке оборонительных рубежей россиян, выстроенных на юге. Все это так, но из приведенной выше статьи следует, что «разведывательное сообщество США придерживалось более пессимистической точки зрения, чем американские военные, полагая, что шансы на успех наступления составляют лишь 50 на 50, учитывая прочную, многоуровневую оборону, которую Россия создала за зиму и весну». То есть нельзя утверждать о том, что мощность обороны российских войск была уж совершенно неожиданным сюрпризом для нашего руководства. И зная, что шансы даже на главном направлении составляют 50%, вы еще и снимаете, по утверждениям экспертов, до 30% войск с этого направления и перекидываете их под Бахмут для его героической защиты. Кто был автором такой идеи? Уж не Зеленский ли, который намеревался сделать из Бахмута второй Сталинград ради своего пиара и боязни утерять проценты рейтинга?

Даже если вина в таких ошибочных решениях лежит поровну на Зеленском и военном руководстве, то оголтелая пропаганда предстоящего контрнаступления – это 100% «заслуга» офиса и самого президента. Этот безудержный вал прокламаций, бравурных выступлений, рисование всевозможных схем и графиков предстоящей победы в украинских СМИ и блогосфере привел к созданию настолько оторванных от действительности иллюзий в украинском обществе, что столкновение их с реальностью провала породили в нем волну отчаяния и сплошного пессимизма. Эмоциональный маятник качнулся в другую сторону и теперь Зеленский может из кожи лезть и внушать по ящику свою мантру о границах 91 г хоть сутки напролет, это уже мало на кого действует.

Добавим к этому запаздывание с решением о строительстве линий обороны на фронте как минимум на год, чему виной была, в тому числе, упомянутая выше пиар-компания. Власть, раскрутив ее на полную, сама же в нее и поверила. В результате имеем полузасыпанные окопы еще времен Порошенко или просто вырытые экскаватором траншеи без малейшего инженерного обеспечения. Очень способствует переходу войск в стратегическую оборону.

Последствия всего вышеперечисленного мы расхлебываем теперь на фронте в полной мере.

Далі буде

Мой телеграм-канал: https://t.me/sergius_ak