Имя Зои Космодемьянской уже давно стало нарицательным. Её историю сложно назвать мифом – там почти сплошная правда и одна ма-а-аленькая, но ключевая ложь, которая моментально превращает всю историю в миф, а героизм – в преступление.
Этой маленькой ложью мы и закончим, а начнём с истины.
Итак, об истине. Только факты. Зоя Космодемьянская (не обращайте внимания на «Космо»: фамилия произошла от названия церкви святых Космы и Дамиана, и к космосу отношения не имеет) родилась на Тамбовщине. Дедушку её, священника, пытали и утопили в пруду коммунисты, а после окончательного утверждения власти большевиков вся оставшаяся семья была вынуждена переехать в Сибирь (то ли были сосланы, то ли спасались от доноса – точно неясно, но не по своей воле).
Несмотря на то, что человек, выросший в такой семье, по логике должен был бы смотреть на коммунистов, как солдат на вошь, получилось всё прямо наоборот. Благодаря чарующей силе пропаганды, которая ездила взад-вперёд по нехоженым юношеским мозгам, Зоя выросла лютой, бешеной большевичкой, вступила в комсомол и переругалась со всеми одноклассниками после заранее обречённой на провал попытки нашей героини перевесить на класс обязательство в свободное время обучать неграмотных. Одноклассники, перед которыми замаячила неиллюзорная перспектива тратить молодость на обучение каких-то чушек вместо столь милого их сердцу ничегонеделания, футбола и пьянства вперемешку с петтингом, Зою не поняли и быстренько затравили, на фоне чего у нашей героини начала развиваться нервная болезнь.
Но тут «ровно в четыре часа» немцы атаковали СССР, и Зоя с нервной болезнью под мышкой решилась на ответственный шаг: она решила стать смертницей. В октябре 1941 года Зоя вместе с парой тысяч других комсомольцев-камикадзе пришла на место сбора «отряда самоубийц», став таки образом бойцом разведывательно-диверсионной части.
Новобранцев, юношей и девушек, честно предупредили, что жить они будут мало, и, скорее всего, плохо, так как ожидаемый начальством уровень потерь разведывательно-диверсионных групп составлял 95% (а по факту получилось почти 100%, ведь всем известно, что планы руководства заведомо оптимистичнее реальных).
Итак, после долгого, многостороннего и сложного обучения, длившегося аж три дня, Зоя с друзьями успешно минировала мост и получила более ответственное задание, о котором мы поговорим чуть ниже, а пока ознакомимся с его результатами. Результаты, в принципе, были ожидаемые, так как 95% потерь в умах начальства взялись не на пустом месте: малолетние и малохольные диверсанты с трёхдневным обучением за спиной, были по одному пойманы немецкими солдатами и казнены, причём конкретно Зою Космодемьянскую сдал немцам советский же крестьянин.
Зою долго пытали и наконец повесили, причём перед смертью девушка толкнула речь про Сталина, Советский Союз и неизбежную победу коммунизма (после развенчания культа личности при Хрущёве предсмертная речь Зои дивным образом изменилось и выяснилось, что о Сталине она не говорила; потом, при Брежневе, снова начала, ну а потом всем было уже наплевать).
На момент смерти Зое Космодемьянской было 18 лет. Её имя было довольно быстро возведено в культ. Статья в «Правде». Ещё одна статья. Звание Героя Советского Союза (посмертно). Орден Ленина (тоже посмертно). Памятники. Бюсты. Вечера памяти. Улицы имени. Музеи…
…А теперь – немножко о том задании, при выполнении которого, собственно, и погибла Космодемьянская, и сотни молодых юношей и девушек из советских «отрядов самоубийц». Задание основывалось на выполнении приказа Ставки Верховного Главнокомандования (читай – лично Сталина, подпись-то его под приказом) от 17.11.1941 № 428. Это один из самых жестоких, тупых и кровожадных документов за всю историю СССР. Этим приказом Сталин требовал уничтожать все населённые пункты, оставшиеся на оккупированной немцами территории вплотную к фронту.
Ещё раз. Сталин приказал «разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог». Под этот приказ попадали тысячи сёл. Фронт был широк, сёл было много, людей на оккупированных территориях остались миллионы.
В приближении зимы – приказ датирован ноябрём. Зная, что для крестьян сгоревший дом будет означать голодную и мучительную смерть. Зная, что особо немцев это не остановит и не задержит. Приравнивая человеческую жизнь к жизни мухи-однодневки – и по ценности, и по сроку жизни…
Приказ № 428 вы, пожалуйста, найдите и прочитайте сами. Он короткий. Но это важно. И именно этот приказ, заведомо ублюдочный, заведомо преступный, выполняла Зоя Космодемьянская. Её группа, с поломанными пистолетами, пол-литрой водки на человека (чтобы не разводить костры холодными ночами) и бутылками с зажигательной смесью должны были сжечь десять деревень в Подмосковье.
Её и поймали-то после поджога трёх крестьянских домов – причём по наводке самих крестьян, которые почему-то не оценили ни приказа Сталина, ни малолетнюю дурочку с «коктейлем Молотова», решившую уничтожить все их шансы пережить зиму. Поймали и повесили. А жители села стояли у виселицы, смотрели и поддакивали, глядя, как юная девушка на их глазах превращается в бронзового идола.
Людей, чья вина состояла в том, что они не успели или не захотели сбежать в тыл по следам бодро бегущей советской армии, приговорил к лютой морозно-огненной смерти человек из Кремля. Выполнить приказ должны были мушки-однодневки, зомби-камикадзе, цена жизней которых была и оказалась близкой к нулю. Часть крестьян, ловивших поджигателей собственных домов, расстреляли в 1945 году чекисты. Великий грех – не дать сжечь свой дом во имя Иосифа свет Виссарионовича.
Такая история Зомби, ой, то есть Зои Космодемьянской. Миф или не миф – решайте сами. Но не может быть героизмом то, что стоит на жидком, мерзком, кроваво-красном фундаменте лжи.