Минфин запретил местным бюджетам хранить деньги на депозитах.

Н-да.

При этом, Минфин разрешил местным бюджетам покупать ОВГЗ.

Т.е. вопрос не в том, что Минфин запрещает местным бюджетам зарабатывать на остатках денег на счетах, а в том, что Минфину надо продать ОВГЗ. Поэтому, все как в старом фильме: не будут брать билеты — отключим воду.

Почему, при этом, нельзя спокойно поговорить с местными бюджетами, а надо ломать всех через колено, умножая ненависть к себе — загадка.

С одной стороны, Минфин можно понять. Местные бюджеты размещали депозиты только в гос. банках согласно Закона. Гос. банки, как и любые другие в нашей стране, уже давно забыли что такое кредитование, поэтому, правда, зачем им депозиты?

Но, ведь никто ж и не заморачивается этим и не пытается сопрячь депозиты местных бюджетов с кредитами инвесторам, готовыми строить важные объекты для инфраструктуры этих территорий.

Например, условный стотысячный город, страдающий каждый год от долгов за газ и мечтающий перейти на альтернативку. Мини ТЭС с теплом и выработкой э/э, которую как когенерацию можно продавать по зеленому тарифу, стоит порядка 30 млн евро. Инвестор, который может ее построить, готов вложить 30% собственных средств и дать технологию, но хочет кредитоваться. Гос. банк мог бы выдать кредит инвестору при условии вложения им 30% собственных средств и под залог депозита того населенного пункта, в котором такая мини ТЭС будет построена. В выигрыше остались бы все: банк заработал бы на процентах по кредиту, город на процентах по депозиту и получил мини ТЭС и избавление от проблем с газом (а в такой ТЭС тариф на тепло будет на треть ниже существующего газового), инвестор построил работающий бизнес, город получил новые рабочие места и избавился от ежегодной обязаловки финансировать средствами своего бюджета наглухо убыточное свое Теплоэнерго. Мэр города, снизив тариф на тепло добавил бы себе очков в глазах избирателей.

Но кто ж хочет со всем этим заморачиваться... это же надо стены прошибить, чтобы состыковать такую схему и воплотить ее. А мыслить на пару шагов вперед желающих особо нет.

С другой стороны, во всей этой истории с запретом местным бюджетам размещать средства на депозитах, есть большая доля манипуляции. В размещении средств на депозитах нет ничего зазорного. Более того, это грамотный инструмент управления свободными денежными остатками. Почему деньги должны лежать мертвым грузом на счетах, если они могут приносить доход?

Например, Областной бюджет нашей области в прошлом году заработал порядка 100 млн грн на размещении средств на депозитах. Это два садика или полторы огромной школы или десяток дорог внутри населенных пунктов области или два моста на Объездной Днепра.

Безусловно, есть неумные местные бюджеты, не управляющие свободными денежными остатками, а, в силу отсутствия достаточного количества профессиональных компетенций и наличия банального страха сделать что-то, что приведет к уголовному делу, боящиеся тратить деньги. Ну или не знающие куда их потратить.

Такие местные бюджеты годами не размещают временно свободные средства, а именно, в прямом смысле этого слова, хранят деньги на депозитах, не делая с ними ничего. Такие местные бюджеты есть и в нашей области. Это неправильно. Деньги должны вкладываться в создание новой инфраструктуры, которой в стране долгие десятилетия не строилось вообще.

Например, мы в Днепропетровской ОГА, научили всех не жить в парадигме «строим в рамках одного года, первые полгода ничего не делаем, а с октября как припаренные начинаем тратить все». У нас есть понятный план строительства всех объектов и дорог, подвязанный под него план финансирования и четкое понимание какой объем свободных средств у нас есть каждый день. Соответственно, каждый день наш фин. департамент, каждую свободную копейку кладет на депозиты, снимая с них сегодня ровно столько, сколько будет нужно потратить завтра.

В результате, у нас на корсчете всегда ноль, и деньги или работают в строительстве, создавая там новые рабочие места и налоги, которые в бюджеты всех уровней и возвращаются, или размещаются временно на депозитах, зарабатывая дополнительный для области доход на процентах.

Например, все привыкли, что бюджеты тратят максимум в ноябре и декабре. Мы ушли от этого. В этом январе, мы уже по капитальным расходам потратили 10% от запланированного и утвержденного годового их объема. Почему? Потому что мы научили всех строить круглогодично, не уходить на полугодовые каникулы и все документы и процедуры оформлять заранее и страховать проекты медленного и неповоротливого гос. бюджета областным. При этом, мы еще не начинали авансирование по дорогам. Как только мы его начнем, а это будет уже с 1 марта, мы еще сильнее выровняем равномерность расходования средства по году, сместив от привычных всем «потратим 30% всех годовых средств в декабре» на более правильную «распределим нагрузку равномерно по году и никто не будет устраивать штурмы в конце года».

Это обычная история для любой большой частной компании, которую не сложно исполнить и в любом гос. органе, какой бы бюрократией он не был окружен. Просто нужен профессионализм.

Было бы желание, мозги и знания в головах тех, кто за конкретный бюджет отвечает. И эти знания либо приобретаются в процессе, либо их кто-то дает. Тот же Минфин. Дает, рассказывая и обучая, вместо того, чтобы просто нагибать.

Понимая еще прошлой осенью куда дует ветер, когда местным бюджетам начали намекать, что неплохо бы начать покупать ОВГЗ, мы оказались опять самыми умными и провели все процедуры, необходимые для размещения денег на депозитах, еще в декабре, а в первых числах января заключили договора с банками и начали пользоваться депозитами еще до новости от Минфина.

Бороться с системой, желающей всех уровнять по нижнему краю сложно, но можно.

При этом, мы осознаем, что есть клинические случаи у многих местных бюджетов, которые намеренно складывают все доходы на депозитах и ничего не делают. Но бороться с ними, равняя всех по ним, т.е. по худшим, запрещая и лучшим использование понятного финансового инструмента — это полный бред и совок в чистом виде.

Наоборот, худших надо подтягивать к лучшим, давая им готовые, уже внедренные кем-то решения, максимально детально описанные. Потому что успех страны это совокупность усилий ее многих частей и направлений.

А вот простое одноходовое решение «запретим размещаться на депозитах, чтобы покупали ОВГЗ» это опять обычное затыкание дыр подручными средствами без взгляда на пару ходов вперед и даже намека на развитие.

Не знаю кто-то из местных бюджетов уже обманул Минфин или нет, но, уверен, скоро все начнут вливать деньги из местных бюджетов в уставные капиталы своих КП фин. помощью, КП начнут молча размещать их на депозитах в частных банках, параллельно пиля на процентах, и возвращать эти средства в местные бюджеты в конце года, чтобы те их в декабре срочно потратили.

В результате сменится форма, но не суть.

Запреты не работают. Работают стимулы и искоренение причин, а не борьба с последствиями. И профессионализм.