Сегодня мы передали в районы области очередные одиннадцать школьных автобусов. За три года школьных автобусов нами было передано 78 штук. Несмотря на все жалобы в АМК, палки в колеса, заказные публикации в прессе и прочие истерики от «антикоррупционеров», популистов и «активистов». Всего в области их сейчас чуть больше четырехсот. Автобусов.
Вряд ли ошибусь, если скажу, что мы единственная область в стране, в которой потребность в школьных автобусах закрыта на 100%. А уже со следующего года мы начнем замены «старых» автобусов возрастом 5-7 лет на новые.
Объясню почему так важны школьные автобусы, которые вручили сегодня.
Для большинства это вручение — это просто картинка, вырванная из контекста. Для нас — это еще один кусочек пазлика, который мы упорно и системно складываем вот уже третий год подряд у нас в Днепропетровской области. Кусочек пазлика, который важен для общей картины и который для нас еще один шаг в воплощении задуманного.
Долгие годы государство «забивало» на систему образования. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно проехаться по школам хоть в областном центре, хоть в селах области, чтобы понять, что в таких условиях, в которых дети учились и учатся, ничему хорошему их научить невозможно в принципе.
Первый раз когда мы попали в типичную сельскую школу, то подумали, что нас разыгрывают.
Туалеты на улицах, протекающие крыши, дырявые окна, через которые задувало, старые парты, кривые доски, проваливающиеся полы… нет, это не репортаж из серой зоны в зоне АТО после обстрелов, это описание, под которое подпадает любая нынешняя школа.
В 2015-м году, буквально на полтора месяца ранее соответствующей Постановы Кабмина, мы приняли решение делать так называемые узловые или опорные школы и концентрировать весь ресурс на них.
Этот проект и его идеология была заложена нашими предшественниками в ОГА, за что им огромное спасибо. Мы развили эту тему, вылизали ее, развили и начали реализовывать.
Это, кстати, преемственность и власти и команд в любом гос. органе, когда новая команда не спихивает все на попередников, не костерит их, а методично изучает все, чем они занимались и развивает и продолжает все правильное и нужное.
Чем мы руководствовались. Чем меньше учащихся в школе (так называемые малокомплектные школы), тем хуже результаты экзаменов у ее выпускников — т.к. ниже конкуренция внутри школ, тем меньше шансов, что выпускники такой школы поступят в тот университет, который хотят и тем дороже для государства содержание одного учащегося такой школы. Доходило до того, что на выделяемые на такие школы деньги, их учащихся можно было отправлять учиться, например, в Польшу.
Прибавьте к этому огромные здания, рассчитанные на 500-700 учащихся, в которых от силы занималось 50-70 человек. Каждое такое здание это памятник энергонеэффективности, в котором 80% площадей пустуют, но содержатся.
Да, государство и его представители редко следили за разумностью и эффективностью использования государственных средств. Ведь все десятилетиями привыкали, что общее — значит ничье.
Не давя на местные советы в районах области, хотя, в идеологии того, к чему все привыкли, мы должны были это делать, мы объясняли преимущества создания опорных школ и гарантировали выделение ресурсов на них из областного бюджета — на полную реконструкцию, на школьный стадион с полноразмерным футбольным полем с профессиональным искусственным покрытием, на полностью новое оборудование, инвентарь, автобусы и т.д.
Далее каждый местный совет сам принимал решение о создании на базе одной из уже действующих школ опорной. Тогда посредством именно школьных автобусов дети из близлежащих дети приезжают утром в такую опорную школу, а вечером едут домой.
Одновременно с процессом насыщения районов области школьными автобусами, мы начали и реконструкцию опорных и крупных городских школ области.
Что такое реконструкция? Это когда от старой школы остается только юридический адрес и часть стен. Самый свежий пример — Петриковская опорная школа. Стандартная школа в пгт, которая не видела ремонта со времен постройки, а это сороковые года прошлого века. Сейчас это — самая современная опорная школа в стране.
Реконструкция это полная термомодернизация здания школы, ее полная безбарьерность или оснащение специальными подъемниками для учащихся с особыми потребностями. Это яркий энергосберегающий фасад. Это новая крыша. Новые окна. Создание новой комфортной территории вокруг школы вместо дыр и ям вокруг. Полная реконструкция внутри с заменой всей электрики и отопления. Новое оборудование, интерактивные доски в каждый класс. Медиатека, ресурсная комната и бук-кроссинги в рамках Социальной Программы Марины Порошенко по проекту Фонд Порошенка.
Полностью новый школьный стадион с раздевалками, тренерскими, душевыми, искусственными полями, тренажерами и специальным легкоатлетическим покрытием — согласитесь, дети не должны бегать по гравию, асфальту и ямам.
Да, это не быстрый процесс и действие не одного дня. Это планомерная, системная работа из года в год. Согласитесь, если несколько десятков лет школы никто не восстанавливал, то восстановить их все одновременно за год невозможно.
Но этот процесс уже начат. С кажды днем он набирает свои обороты.
Да, мы все еще живем в идиотских ДБНах и нормах, в которых запрещено все. Но мы развиваемся и научились даже при наличии их превращать унылые школы в яркие, комфортные пространства.
Посмотрите на фото. Там уже готовая школа в пгт Петриковка. Та самая школа, в которой 70 (семьдесят)лет туалет для детей был на улице. Сейчас она реконструирована. Там школа в Соленом, реконструкция которой идея прямо сейчас и в которой будет первый в стране ИРЦ по проекту Марины Порошенко. Там школа в Желтых Водах, на примере которой видна разница между прошлым и будущим. Школа в пгт Юрьевка, в которой дети на переменах играют в настольный теннис и читают книги из бук-кроссингов. Типичная школа в Синельниково (население 20 000 жителей), которая прямо на глазах учащихся превращается в современную школу.
В этом году мы построили в школах области 51 медиатеку и 18 ресурсных комнат. В следующем построим еще больше.
Это именно то, чего ранее никто не делал.
Для нас процесс реконструкции образования это превращение старых серых зданий школ в современные комфортные пространства для детей, в которых они будут творить и постигать мир, а не заучивать скучные предметы, сидя зимой в куртках, потому что в школе холодно.
И передача в районы очередных школьных автобусов — это еще один пазлик в ту картину, которая в системе образования области создается сейчас.
Мы хотим, чтобы для каждого ребенка в области его ежедневный путь от выхода из дом до школы и обратно, включая пребывание в ней, был комфортным и современным.
Поверьте, это гораздо сложнее чем громко орать лозунги и обвинять всех во всех грехах. Тут нужны нервы, воля и железобетонная уверенность в том, что ты делаешь.
Мы — уверены.