С началом реформы децентрализации каждый регион, каждая территория, каждый город получили не только финансовый ресурс, которого у них не было никогда ранее, но и все полномочия по развитую и принятию решений.
Нас часто спрашивают что мы в Днепропетровской ОГА делаем такого, что тратим на развитие больше всех областей в стране.
Наверное для кого-то это будет удивительно, но с неба на нас ничего кроме дождя и снега не сыпется.
Мы просто, как никто другой, научились работать с доходами и расходами бюджета, методично отсекая все идиотские расходы и сокращая все, что не влияет на результат.
Поверьте, в бюджете любого уровня, любого гос. органа, огромное количество идиотских расходов, повторяемых из года в год по принципу «так а тут так было всегда». Мы как менеджеры, пришедшие во власть из успешного бизнеса, когда подобное видели, сперва смеялись и думали, что это шутка, но нет, все серьезно. Так здесь было всегда.
Например, ранее, каждый год, ОГА тратила по 15-20 млн грн на «освещение деятельности ОГА». Сейчас на эту статью расходов затраты ноль. Умножьте 20 млн на 3 года, что мы в ОГА, получите пару новых детских садиков.
Или другой пример — департамент с/х в ОГА, в котором было сотрудников 91 человек, включая 4 человека «Отдел по организации ярмарок». У ОГА нет колхозов, полей, свиней, коров и прочей живности. А много вы ярмарок видели? Мы тоже не видели. Уже давно департамент с/х стал управлением, в котором работает 15 человек. Кстати, большой вопрос чем они там занимаются, кроме сбора статистической информации для профильного Министерства от частных с/х компаний, для чего легко можно внедрить 100%-ю автоматизацию. Это наш следующий шаг.
Штатное расписание передаваемых на баланс областей из гос. бюджета техникумов и ПТУ — это отдельная история. Швейцары, помощники швейцаров, четыре повара на два учащихся — это все реальные случаи из жизни.
Ну или другой пример — потребление газа в Днепропетровской области уменьшилось на 13%. Нет, не потому, что объемы промышленного производства упали на 13% — они выросли, а потому, что мы методично уходим от газа на альтернативное отопление уже целыми городами, причем за счет инвесторов (здание ОГА уже тоже обогревается альтернативной котельной) и занимаемся энергоэффективностью каждого здания.
Как результат — пять самых мощных котельных в стране на альтернативных видах топлива построены у нас в Днепропетровской области. И построены за последние три года. Построены инвесторами. В этом году в нашей области построится еще одна самую мощная, пожалуй, и во всем ЕС.
В итоге, каждый год областной бюджет тратит на 25-30 млн грн на энергоносители меньше, чем годом ранее.
Заукпки инсулсинов. Их мы делаем в среднем на 30% дешевле рекомендуемых цен МОЗа, экономя тем самым 28-30 млн грн в год. Ну или один детский садик каждый год.
Все вместе это и дает результат, когда денег в так называемом бюджете развития становится больше каждый год. Начинали мы с суммы 300 млн в 2014-м году, в 2017-м году было уже 3 млрд. Рост в 10 раз за 3 года. Неплохо, правда?
Есть еще такое понятие как собственные доходы каждого бюджета. Вкупе с субвенциями из бюджета вышестоящего уровня, в нашем случае государственного, это и составляет весь бюджет. Субвенций, включая целевые медицинские и образовательные всегда ранее не хватало на защищенные статьи бюджета по этим направлением. Соответственно, часть собственных доходов в области тратилось на недостающую часть «защищенки». В итоге, на бюджет развития — а это все капитальные расходы: дороги, капитальные ремонты, реконструкции, строительство, мед. оборудование и т.д. — тратилось ранее максимум 10% от собственных доходов в самые «стабильные» времена.
В 2018 году этот показатель 50%. 50% от собственных доходов область тратит на Бюджет Развития. Наш финансовый департамент был в шоке, когда вывел эту цифру. А мы были недовольны, что пока еще эта цифра не составляет 100%.
Кроме того, мы намеренно ушли от так называемых «текущих ремонтов», всегда делаемых по принципу «срала, мазала, лепила» и заключающихся в размазывании имеющегося финансового ресурса тонким слоем по паре сотен объектов, вместо того, чтобы концентрироваться на паре десятков каждый год и реконструировать их. Ведь понятно же, что текущеремонтируя из год в год все 100 школ вы просто замазываете дырки в них, ничего кардинально не меняя, и так будет продолжаться десятилетиями. Понятно, что тратя миллионы на ямочный ремонт того, что дорогами является только по названию, а не по сути, вы никогда не будете ездить по нормальным дорогам.
Поэтому, мы определили приоритеты, четкий график реконструкции и капитальных ремонтов, честно сказали каждой территории, каждому району что у кого когда будет полностью реконструировано и начали этот процесс.
Именно благодаря такому подходу появляются новые школы, от которых у всех туда попадающих случается легкий приятный шок — Петриковская, Солонянская, Юрьевская, школа в Желтых Водах и т.д. Приедьте, посмотрите сами и увидите школы, которых нет в областных центрах. А это обычные пгт.
Именно благодаря такому подходу мы открываем после строительства с ноля и реконструкций по 12-15 детских садиков в год, стоимость строительства каждого становится индикативом для других.
Именно благодаря такому подходу мы третий год подряд капитально ремонтируем по 150-160 коммунальных дорог внутри населенных пунктов, включая самые отдаленные пгт и села, в которых асфальта дороги не видели никогда.
Приведенные выше примеры — это все про менеджмент и его качество в отдельно взятом государственном органе.
Довольны мы сделанным?
Да, но нет.
Мы довольны, что такой подход работает и постепенно проникает в мозги многолетних чиновников. Мы не довольны состоянием инфраструктуры, которая нам досталось. Мы не довольны тем, что физически не можем восстановить ее всю за один год.
Но дорогу осилит идущий.
Главное, не вестись на постоянные «тут так было всегда», «так никто никогда не делал» и методично прививать принципы здравого смысла каждому сотруднику.