Зарисовки из жизни Днепропетровской ОГА.

Накопилось огромное количество жизненных историй за уже более чем три года работы в ОГА. Когда будет не лень и свободные полчаса написать длинный текст, буду их рассказывать. Вот одна история свежая. Постараюсь еще вспомнить события одной веселой и смешной истории прошлых лет и тоже изложить ее.

Небольшое село в 30 км от Днепра. Ранее тут была мощная агрофирма. Ее владелец построил детский садик и сам его содержал. Садик, как для того времени, очень хороший. Владелец агрофирмы был очень ответственный.

Потом он пошел в народные депутаты. Прошел. Но не от «правильной» партии. Когда главу этой партии запрессовали и умножили на ноль, тогдашний губернатор области решил добить «оппозиционного» депутата.

Агрофирму стали разрывать. А ее владелец умер от инфаркта.

Агрофирму прибрала к рукам местная ФПГ, известная своей всеядностью. Содержание детского садика в планы ФПГ не входило — ничего эту ФПГ c этим селом не связывало кроме наличия земли вокруг него, но и передавать его на баланс сельрады она не спешила. В результате настойчивости небезразличных людей, включая одного из нынешних депутатов Облсовета, садик все же на баланс сельрады передали. Но его состояние уже было далеко от того, при котором он мог бы работать.

По инициативе областного депутата реконструкция этого детского садика была включена в перечень объектов, которыми занимается ОГА.

В начале 2016-го в торгах на ProZorro победила местная строительная компания, которая скорее жевала сопли, чем строила. После корректировки проекта в связи с ростом минималки победила другая компания, построившая не один объект, в том числе которые открывал Президент.

Работа закипела. Темпы реконструкции стали понятными. И стало реальностью открытие этого садика уже в декабре.

Самому селу садик нужен. Село развивается. В этом году здесь в первый класс местной школы пошли тридцать первоклашек. А в этой сельраде несколько крупных сельхозпредприятий с порядка десятью тысячами гектар земли.

Налог на землю это понятный источник наполнения сельского бюджета.

Приехали посмотреть на ход реконструкции садика.

Ген. подрядчик предупредил: садик я построю, но местная власть в лице главы сельрады, боевой такой женщины, симулирует слабоумие и отказывается сделать все, что ей положено и подключить садик к электричеству и газу.

Набираем сами главу сельрады, просим прийти на стройку. Приходит.

Спрашиваем в чем дело? Говорит, что нет денег. Объясняем, что цена вопроса порядка 350 тыс грн за подключение садика к электричеству и порядка 600 тыс грн за подключение к газу. 950 тыс грн в бюджете сельрады не может не быть. Тем более, областной бюджет вкладывает в эту сельраду только в этом году порядка 20 млн на реконструкцию садика и порядка 5 млн на строительство водовода, который даст воду в три села.

Глава сельрады упрямо повторяет «Грошей нема, дайте нам грошей, вам что жалко, у вас же есть».

Спрашиваем ее: что вы сделали, чтобы увеличить доходную часть бюджета? Молчит. Потом говорит, что ничего сделать нельзя. Это заблуждение. Было бы желание.

Спрашиваем по какой ставке платят с/х предприятия за землю. Глаза начинают бегать, невнятно бормочет «да как у всех».

Спрашиваем на какие деньги сельрада будет садик содержать, если нет денег даже на подключение. Отворачивается и бормочет «мы что-нибудь придумаем, то вообще не наш вопрос, пусть район или область за все платят».

Все понятно. Диагноз ясен. Обычно это означает, что ставка налога, устанавливаемая именно сельрадой, минимальная, но с/х предприятия регулярно получают просьбы от ее главы — дайте денег вот сюда, вот на это и на то. Заводить деньги официально в сельский бюджет глава не хочет, хочет чтобы с/х предприятия наполняли ее личный бюджет, которым она распоряжается сама. Стандартная история.

С/х предприятия, кстати, всегда согласны платить официальный налог по максимальной ставке, при условии что местное самоуправление отъ#бется от них с каждодневными просьбами дать наличных денег. Логика владельцев земли понятна — если они тут живут и видят куда идут уплаченные ими налоги — это прекрасно. А вот местное самоуправление так делать не хочет. Тоже понятно почему.

За двадцать минут общения с сельским головой ничего кроме невнятного бормотания от нее не услышали. Учить ее времени нет. Через три месяца садик должен открыться. Где найти деньги на подключение решим сами. Дети не могут зависеть от клинического совка в голове главы местной власти.

Самое печальное в этой истории, что сами жители этой сельрады и избрали себе такую главу. Уверен, что открытие это детского садика она будет несколько лет до ближайших местных выборов продавать своим жителям как ее личное достижение, хитро щурясь при этом и рассказывая как она ловко провела всех, не потратила на садик не копейки сельских денег, «бо це ж наши з вами гроши», и заставила областные власти за все заплатить.

Еще печальнее не то, что люди будут ей верить. Еще печальнее то, что люди разделяют ее логику, считают что им должны, не хотят, чтобы налоги платились официально и в бюджет, не хотят сами управлять имуществом громады. А совсем мрак в том, что такой подход они оправдывают словами «та так было всегда, не надо ничего менять».

Но, у нас другой подход. Строить. Менять менталитет людей на местах. Повышать уровень менеджмента местного самоуправления. И вбивать в головы людей, что голосовать на выборах надо не за Клавуяеезнаюсдетсва и не за Васюонужедвадцатьлетглавасела, а за управленцев и менеджеров, их команды и их программы с четким описанием что и когда будет сделано.

Длинный путь мы себе выбрали. Очень длинный. Но единственно возможный.