Ко второму чтению законопроект №5600, против которого, впервые в истории Украины, дружно выступили как частные предприниматели, так и олигархи, успел сильно видоизмениться. И не только потому, что к нему было подано рекордное количество правок за всю историю украинского законотворчества – более 11 000.
Как оказалось, некоторые протестующие против дискриминационных норм законопроекта имеют в глазах нардепов намного больший вес, чем все остальные. Что, между прочим, лишний раз доказывает, что громкие заявления власти о «деолигархизации» и «увеличении налогов для олигархов» на практике оказываются… правильно, лишь пустыми словами.
Напомню, что широко распиаренный «ресурсный» законопроект №5600, который изначально подавался как способ взять с Ахметова больше налогов за руду, а с Фирташа – за газ… еще в первом чтении как-то не сильно их «давил», но хотя бы «настораживал», а уж ко ко второму чтению был полностью выхолощен относительно нагрузки на олигархов. В целом же, фискальные ожидания от его принятия упали сначала с 50 до 34, а теперь уже и до 25 млрд грн. И все эти 25 млрд грн предполагается изъять… у малого и среднего бизнеса, а также у владельцев земельных паев! А вот олигархи – не пострадают. В общем же и целом, больше всего «сэкономят» именно структуры Рината Леонидовича.
Не, само по себе это может и не плохо, но вот незадача – такие изменения в законодательстве демонстрируют что:
А) равенство перед законом бывает разным;
Б) снять с рассмотрения законопроект, угрожающий усилить фискальную нагрузку не только для бизнеса, но и для физических лиц стало намного сложнее;
В) представители малого и среднего бизнеса могут отстаивать свои интересы, разве что с помощью протестов и акций публичного неповиновения. Иначе власть их не слышит.
Что сохранилось ко второму чтению и ухудшает текущую ситуацию:
- остается норма, которая делает невозможным использование системы единого налога 4 группы для агропредприятий по производству курятины и яиц, что будет способствовать дальнейшему росту цен на мясо птицы и яйца и увеличению импорта яиц, которых в этом году Украина и так произвела на четверть меньше чем в 2020 году (по итогам трех квартолов текущего года -3 млрд яиц).
- остается норма о Минимальном налоговом обязательстве/платеже (МНО) на землю. От лимита площади в 0,5 га вообще отказались. Суть нормы в том, что любая с/х земля, которая находится за пределами населенных пунктов, будет облагаться МНО не менее 5% от ее нормативно-денежной оценки. Это направлено против большого количества пенсионеров-владельцев земельных паев и их наследников, которых, таким образом, вынуждают продавать землю.
- изменена норма о налоге на продажу недвижимости. Она была направлена против покупателей первого жилья, которых хотели обязать платить +18% НДС и 1,5% военного сбора при покупки квартиры. Теперь, стало чуть лучше: если физическое лицо перепродает недвижимость второй раз в год, оно должно уплатить 5% от стоимости. Если перепродает третий раз в год, то должно уплатить 18% налога от разницы между суммой купли и продажи.
- от введения акциза в 3,2% на «зеленую» генерацию отказались из-за потенциальной угрозы судебных исков «зеленых» инвесторов в международные арбитражи. Таким образом, простимулировали рост цен на электроэнергию и обеспечение бюджетных расходов на оплату хобби олигархов, зарабатывающих на солнечной и ветровой генерации. Крупнейшим оператором зеленого поколения в стране является группа ДТЭК Ахметова с долей около 24%.
Из «хорошего»: отозвана норма о налогообложении автомобилей дороже $50 тыс. Норму отозвал Минфин, являвшийся ее инициатором.
Вот такие «пироги с налогами» нам готовит монобольшинство на следующий год. Ни один олигарх, в процессе приготовления пирогов, не пострадал.