Война, длящаяся уже пятый год, привела к тому, что в Украине де-факто и де-юре появились граждане, в отношении которых власть применяет законодательство феноменально избирательно. Причем до такой степени, что их можно определить как неких «людей второго сорта».

В первую очередь это касается так называемых «временно перемещенных лиц» и украинцев, проживающих на временно оккупированных территориях.

В середине августа глава представительства Агентства ООН по вопросам миграции (МОМ) в Украине Томас Лотар Вайс сообщил, что ООН фиксирует в нашей стране крупнейший в Европе кризис, связанный с перемещением лиц, со времен событий на Балканах в 1990-х. МОМ, которая с 2014 года, в рамках своих гуманитарных программ, программ по развитию экономического потенциала и социального сплочения оказала помощь почти 280 тысячам вынужденных переселенцев отмечает, что ситуация с внутренне перемещенными лицами (ВПЛ) в Украине ухудшается. В МОМ отметили, что среднемесячный доход временно перемещенных лиц в этом году постоянно снижался и в июне опустился ниже 2 100 гривен (54% от минимальной зарплаты). Связано это с низким уровнем трудоустройства (по состоянию на июнь 2018 года трудоустроены были 42% ВПЛ, что отражает снижение уровня занятости на 6% по сравнению с мартом этого года) и снижением государственной помощи. Между прочим, в Украине официально зарегистрировано более 1,5 млн внутренне перемещенных лиц.

Не намного лучше обстоят дела и у наших граждан, проживающих на временно оккупированных территориях. К примеру, более чем 300 тысяч пенсионеров правительство просто лишило пенсий. Данное решение незаконно, но оспорить его для пенсионеров практически нереально. Как минимум потому, что для этого надо оказаться на контролируемой украинской властью территории и подать в суд. А сделать это не так просто. В том числе и потому, что контрольные пункт въезда-выезда (КПВВ) на границе с неподконтрольными территориями периодически закрывают и возможности въезда-выезда граждан — ограничивают.

И это еще не самое печальное. Верховный Cуд 25 июля 2018 года решил ограничить ВПЛ в избирательных правах. Так, рассмотрев в кассационном порядке дело по иску в Отдел ведения Государственного реестра избирателей о восстановлении избирательных прав Верховный Суд постановил, что право участия в местных выборах есть только в тех граждан Украины, которые постоянно проживают на соответствующей территории и имеют регистрации постоянного места жительства на территории соответствующего села, поселка, города. ВС решил, раз избирательный адрес избирателя определяется по зарегистрированному месту жительства и адресу жилья избирателя в соответствии с Законом Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине», то... место прописки не должно быть временным. И, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц» справка о постановке на учет внутренне перемещенного лица удостоверяющего его местожительство только на определенный период, то есть не постоянное, а временное проживание на соответствующей территории, такая регистрация не может служить основанием для права участия на местных выборах на этой территории.

Вот только временный статус у ВПЛ уже действует на протяжении почти 5 лет! Ничего себе «временная регистрация»?

Как ни странно и удивительно, но проблемы ВПЛ практически не интересуют не только власть, но и политические партии. Ведь практически-то год до парламентских выборов остался. Логично было бы предположить, что у Оппозиционного блока был бы план по выводу из кризиса Донбасса и предложения по социальной защите временно перемещенных лиц. Но нет, среди первоочередных 10 шагов, выбранных Оппозиционным блоком в качестве приоритетных, только первый пункт, пусть и в общих чертах посвящен этим проблемам. Так, Оппозиционный блок предлагает:

Как видно, только один пункт касается непосредственно беженцев и один — общеэкономических вопросов.

В свою очередь, в партии "Основа" к этой теме подошли более предметно и раскрыли свои намерения в отношении решения социальных и экономических проблем таким образом:

Понятно, что все это в полном объему осуществить можно только после победы и возврата контроля над территориями. Но проработать документальную базу и спрогнозировать необходимые объемы материальных ресурсов, человеческих ресурсов, времени, можно уже сейчас. Ведь чем детальнее будут планы, тем проще их воплотить на практике. Да, не все получиться так, как задумывалось. Но если не планировать, то почти со стопроцентной вероятностью можно утверждать, что ничего хорошего из хаотических и сумбурных действий не выйдет. И чем более детальный и качественный план будет, тем больше шансов на то, что его реализация пойдет и людям и государству на пользу. Мало того, некоторые пункты плана можно осуществлять и сейчас. Можно создать Фонд восстановления Донбасса и аккумулировать средства в нем. Можно подготовить законопроект о свободной экономический зоне и все спорные моменты согласовать в парламенте в недалеком будущем. Можно упростить процесс перемещения людей через КППВ. Можно сейчас, не дожидаясь судов и других проблем, разработать и реализовать процедуру по выплате пенсий и социальных пособий для населения, проживающего на оккупированных территориях. Можно разработать и профинансировать программу трудоустройства временно перемещенных лиц, которая будет более эффективной, нежели нынешние разрозненные меры. Много чего можно сделать. Если делать, а не делить граждан Украины на сорта и виды.