Путин сегодня опять цитировал Ильина.
Вот вам текст про Ильина.
Дисклеймер. Эта статья сейчас может выглядеть не такой актуальной, потому что я написал ее для одного из изданий за несколько дней до начала этой фазы войны. Но она очень хорошо показывает, как мне кажется, почему Путин это Гитлер 21 века не только в плане милитаризма, но и в плане политических идей. И да, любопытно публиковать этот текст в момент, когда недалеко от твоего дома взрываются фашистские ракеты.
Давно хотел написать по этому поводу текст: голова врага предмет, конечно темный, но ее надо исследовать. Владимир Путин и его окружение, особенно влиятельные идеологические ребята вроде Суркова, Володина или Лаврова, сформировали свои взгляды не с нуля. В целом, я согласен с оценкой, что Путин скорее оппортунист, у него нет какой-то определенной идеологической и ценностной программы. И все его правление состоит скорее из набора шагов, которые, в его представлении решают две задачи: обогащение его и его окружения — раз, утверждение России в образе великой державы с целью легитимизации своего режима в мире и внутри России — два. Сказывается воспитание КГБ.
Но откуда у этого, в общем-то, средне образованного офицера КГБ берутся его идеологические посылы про Российскую империю? Откуда такая любовь к Александру Третьему, царю — контрреформатору? Откуда пещерный шовинизм? Откуда все это презрение к демократии и любым свободам?
Можно было бы сказать, что от СССР. Но откуда тогда такая ненависть к Ленину, создателю СССР? Нет, Путин любит Советский Союз как империю зла. Но Путин всегда был носителей не советской концепции трех братских народов (украинского, русского, белорусского), составляющих основу советской идентичности, а имперскую концепцию триединого русского народа (великороссов, малороссов, белорусов). Путин и его окружение восторгаются Российской империей и той империей, которую из СССР сделал Сталин. Поэтому и не признают в украинцах и белорусах права на самостоятельное существование.
Но откуда в них это? Загадка имеет очевидный ответ на поверхности. Путин и его окружение сами неоднократно подсвечивали своего идеологического кумира. Владимир Владимирович, прости господи, любит регулярно цитировать одного очень интересного русского философа, имя которого Иван Ильин. Чем он примечателен?
Биографическая справка. Иван Ильин (1883-1954) — русский философ, сторонник «белого движения», критик коммунистической власти, идеолог Русского общевойскового союза (эмигрантской шовинистической организации). Родился и работал в Москве, после революции и гражданской войны в России жил и работал в Берлине, в Русском научном институте. После Второй мировой войны осел в Швейцарии. Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение Александра Солженицына. Апологет европейского фашизма. Неоднократно публично высказывался в поддержку фашистского и нацистского режимов в Италии и Германии.
Приведу несколько цитат этого интересного человека для понимания его взгляда на современную ему реальность 20-40х годов 20 века:
1. «Но дело прежде всего в том, чтобы мы сами верно поняли, продумали и прочувствовали дух нацистского движения. Несправедливое очернение и оклеветание его мешает верному пониманию, грешит против истины и вредит всему человечеству. Травля против него естественна, когда она идет от коминтерна; и противоестественна, когда она идет из небольшевистских стран».
2. «Мы советуем не верить пропаганде, трубящей о здешних „зверствах“, или, как её называют, „зверской пропаганде“. Есть такой закон человеческой природы: испугавшийся беглец всегда верит химерам своего воображения и не может не рассказывать о чуть-чуть не настигших его „ужасных ужасах“./о нацистской Германии/
3. „Что cделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе“.
4. „Наконец, фашизм был прав, поскольку исходил из здорового национально-патриотического чувства, без которого ни один народ не может ни утвердить своего существования, ни создать свою культуру“
Цитаты Ильина, правда не эти, а более нейтральные стали модой среди российской элиты. Путин цитировал автора несколько десятков раз и в своих посланиях к федеральному собранию, и в публичных выступления. Неоднократно фашистского философа цитировали и Медведев, и Лавров, и патриарх Кирилл. Его книги рекомендовали читать „серые кардиналы“ и идеологи путинского режима Сурков и Володин. Российский политолог Михаил Зыгарь в книге „Вся кремлевская рать“ пишет, что все „скрепы“ режима Путин и команда сформировали под влиянием Ильина.
Последние 20 лет из Ильина тщательно лепили образ настоящего патриота, государственника и образца для подражания, что критиковали даже российские публицисты и политики левой направленности, пока у них еще была такая возможность. Ведь Ильин, исповедуя фашистские и нацистские взгляды, будучи вульгарным шовинистом еще до прихода к власти Гитлера и Муссолини, не отрекся от своих взглядов даже после поражения этих режимов во Второй Мировой войне.
Еще в 1934 году Ильин сформулировал свое видение национальной идеи для России: „Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная. Эта идея должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного голода. Эта идея должна говорить о главном в русских — и прошлого, и будущего — она должна светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь и вливая в них бодрость… Что же это за идея? Это есть идея воспитания в русском народе национального духовного характера. Это — главное. Это — творческое. Это — на века. Без этого России не быть“
Эта цитата прямо перекликается с цитатами из „Доктрины фашизма“ Муссолини или статьями итальянского публициста и поэта Габриэля Аннунцио, одного из „певцов“ фашизации Италии. Кроме того, и в своих работах, и в публичных выступлениях Ильин неоднократно одобрительно отзывался о ключевых крайне правых диктаторах Европы. А сейчас главный поклонник Муссолини в России — пропагандист Владимир Соловьев, который даже в одежде подражает дуче и имение себе купил на любимом диктатором озере Комо.
Как же Ильин понимает особенности „русского“ государства?
1. Он призывает подавлять любые проявления рационального и научного мировоззрения.
2. Он призывает сформировать „нового человека“ через отбор и воспитание. Что должен делать это „новый“ человек?
3. „Беззаветно любить и беззаветно верить“. Кого любить? Кому верить? Ваша первая догадка правильная. „Бога, Родину и национального вождя“.
4. „Ни один народ в мире не имел такого бремени и такого задания, как русский народ. И ни один народ не вынес из таких испытаний и из таких мук — такой силы, такой самобытности, такой духовной глубины. Тяжек наш крест“. Узнаете нарратив?
Как Ильин видит историю России? Как многовековой путь „обороны и борьбы“. Россия ни на кого не нападала никогда. Пространство, которое Россия контролирует, „само навязалось нам, оно заставило нас овладеть им“ (это цитата). Россия лишь защищает свое жизненное пространство (здравствуй, Гитлер) от орд кочевников и армий оседлых соседей. А теперь вспомните речь Путина о оккупации ОРДЛО.
Ключевую роль в будущем устройстве России Ильин отводит религиозно — патриотическим военным структурам. „Спасение России — в воспитании и укреплении национального рыцарства“ и — мое любимое - „народ не должен и не смеет противопоставлять себя своей армии“. В целом, в программу превращения россиян в „стадо свиней“ (по единомышленнику Ильина Геббельсу) с помощью системы госпропаганды эта логика вполне вписывается.
Россия в его прочтении выполняет важную миссию, веками защищаясь от вторгающихся соседей: „не мы «взяли» это пространство: равнинное, открытое, беззащитное — оно само навязалось нам; оно заставило нас овладеть им, из века в век насылая на нас вторгающиеся отовсюду орды кочевников и армии оседлых соседей“.
Кстати, про путинскую пропаганду, ее логику и место российского народа в самой России Ильин писал тоже: „масса может иметь великие заслуги в драке, но сила ее суждения остается жалкою“. Естественно, в такой логике свобода слова, выборы, мирная жизнь не заслуживают уважения, считает Ильин и с ним его лучшие ученики.
„И кто не любит беззаветно своего национального вождя, и не верит ему, и не верит в него, — тот не посылает ему своего сердечно-волевого луча верности, силы и вдохновения, тот не «аккумулирует» к нему или в него, и потому жизненно и творчески теряет его; именно потому персону вождя и Государя враги всегда пытаются обессилить и подорвать подозрениями, насмешкой, очернением и клеветою“. Это и читать то противно, не то что цитировать. Но приходится. Потому что дает намного больше для понимания того, на что ориентируется Путин и его окружение, чем любые цитаты самих этих людей.
Что для Ильина было конечной целью его политической программы? Установление в России шовинистической единоличной диктатуры с опорой на церковь (есть), армию (есть), военизированные структуры (есть). Диктатура будет воспитывать общество (есть) ради единой цели — „обороны“ евразийского пространства и „воспитания“ младших народов на всем этом пространстве. Татар, казахов, северных народов, карелов, народов Балтии и Кавказа. Ну и в современной вариации — украинцев и белорусов. Границы этого пространства определяются в той самой логике „жизненного пространства“, которую так „интересно“ разовьет Гитлер. Кстати, ирония в том, что оба — и Ильин, и Гитлер — позаимствовали идею „бремени белого человека, который воспитывает дикарей“ у Киплинга, любимого писателя Путина. Жизнь очень иронична.
Уже достаточно много сказано о том, что в современной России созданы все базовые элементы фашистского государства. Корпоративизация социальной, политической, экономической жизни. Культ и сакрализация власти. То самое любимое новыми левыми и марксистами, но тут справедливое клише про сращивание финансового капитала, самых реакционных сил общества и государства. Но самое главное, что роднит Путина с его идейными вдохновителями — Гитлером, Муссолини и Ильиным — декларация исключительности своего народа и его исторической миссии. Даже если эта „историческая миссия“ идет во вред этому самому народу и может привести его на край пропасти.
Кстати, Путин бы мог извлечь урок из опыта Гитлера и Муссолини, если бы его духовный учитель его извлек. Но Ильин не извлек.
Вот что он писал в 1948 году в статье „О фашизме“:
„Фашизм есть явление сложное, многостороннее и, исторически говоря, далеко еще не изжитое. В нем есть здоровое и больное, старое и новое, государственно-охранительное и разрушительное. Поэтому в оценке его нужны спокойствие и справедливость“.
В этой статье Ильин перечислят ошибки итальянского фашистского и немецкого нацистского режимов. И выражает надежду, что его тогдашние современники и практики фашизма — Франко и Салазар — их не повторят:
„Франко и Салазар поняли это и стараются избежать указанных ошибок. Они не называют своего режима «фашистским». Будем надеяться, что и русские патриоты продумают ошибки фашизма и национал-социализма до конца и не повторят их“.
Ильин умер в 1954 году в Швейцарии, когда Путину была 2 года. И знал ли Иван Александрович, что лучший его ученик вырастет не в „белой эмиграции“ как он мечтал, а в простой советской семье. Чтобы потом построить в своей стране обыкновенный фашизм. Который будет превращать сограждан в стадо свиней, оппозицию распихивать по тюрьмам и могилам, а соседние страны покрывать кровью и снарядными ямами.