Перипетии последних дней, спровоцированные сначала публикацией скандального материала журналиста Дениса Бигуса, а потом еще более скандальным удалением этого материала, очередной раз подняли проблему девственной наивности украинских СМИ в вопросах освещения деятельности антивакцинаторов.
Как редакции большинства СМИ так и отдельные журналисты зеленого понятия не имеют о том, как устроено антивакцинаторское сообщество, как внутри него преломляется любая информация и как необходимо себя вести, чтобы не накручивать популярность этим социально опасным фрикам.
Начать надо с того, что антивакцинаторы — это не монолитная сила. Это очень разношерстная сборная солянка с очень разными убеждениями, целями, задачами и уровнем интеллекта. Условно их можно разделить на «преступников» и «жертв».
- «Преступники» — это те, кто намеренно продуцирует, распространяет и пропагандирует ложь об опасности, вреде или ненужности вакцинации. Они могут либо сами верить в собственные бредни, либо быть просто циничными лжецами — это не имеет существенного значения. Преступники всегда имеют личный интерес в антивакцинаторской истерии. Они могут прямо зарабатывать на ней (например, адвокат Гула зарабатывает на юридическом сопровождении антиваксов, в ольгинские «вакцинные тролли» сидят на зарплате у спецслужб), или иметь косвенные выгоды (реклама, медийная раскрутка, продажи БАДов и мошеннических псевдо-медицинских услуг легковерным антивакцинаторам).
- «Жертвы» — это те, кто ведется на лживую пропаганду. Они могут ретранслировать бред, но делают это бескорыстно, из «идейных» соображений, выполняя роль полезных идиотов на службе у преступников.
Давайте начнем с «жертв». Их нужно пытаться, по возможности, переубеждать, а если это невозможно, то минимизировать их вклад в ретрансляцию и распространение лжи и фейков. Можно выделить четыре основные категории жертв:
- «Встревоженные обыватели». Это рядовые «средние обыватели», как правило весьма недалекие и очень плохо образованные, часто вовсе безграмотные и дремучие. Мышление иррационально-мистическое. Зачастую религиозные или верящие во всякую эзотерическую херню. Типичные представители — это завсегдатаи «мамских» форумов, богомольные тетеньки, контингент сельских маршруток или борщаговских пивнушек.
Причины недоверия к вакцинации: нехватка базового образования, когнитивная ограниченность (по-простому — тупость), наивность, фанатичное доверие к предрассудкам и слухам. Верят самым примитивным страшилкам и фейкам, давящим на эмоции, вроде вымышленных слезливых историй про «умерших от прививок» племянником и внуков.
Методы переубеждения: Тупы и упрямы, рациональные аргументы до них не доходят в принципе. При этом охотно поверят харизматичному спикеру, говорящему на понятном им языке. Подвержены запугиванию и панике, поэтому быстро «переобуваются» во время эпидемий и реагируют на пропаганду в стиле «страшилок».
. - «Растеряшки». Рациональные и, в принципе, логически мыслящие люди люди, которые не имеют достаточного багажа знаний в биологии и медицине для того, чтобы сформировать собственное мнение о пользе вакцинации. Накладывается также информационная «всеядность» и неумение фильтровать информацию. Они не столько глупы или когнитивно ограничены, сколько просто плохо учились. В результате постоянной «бомбардировки» антипрививочной агитацией они просто теряются и не понимают где правда, а где ложь.
Методы переубеждения: Это самая благодарная группа в плане просвещения. Работает обычная научная популяризация, санпросвет и развенчание антивакцинаторских мифов и ложных утверждений.
. - «Озабоченные профессионалы». Это люди с образованием, профессионалы в какой-то области, крайне далекой от биологии и медицины: программисты, юристы, инженеры, финансисты, бизнесмены и т.п. Они, как правило, имеют высокие доходы и следят за модными тенденциями (в понимании модных пабликов инстаграмма). Высокие зарплаты и социальный статус сильно задирают их самооценку и приводят к переоценке способности к критическому анализу информации в областях, далеких от их профессиональной сферы.
Причины недоверия к вакцинации: ошибочная интерпретации данных из научной и медицинской литературы, доверие к пропагандистам, которые обильно спамят терминами, ссылками и якобы научными данными, пренебрежительное отношение к ученым и врачам как к «нищебродам» и «лузерам».
Методы переубеждения: Наглядная демонстрация вранья и манипуляций у спикеров, которых они считали авторитетными. Классическая научная популяризация и санпросвет. Мягкое склонение к мысли, что профессионализм в программировании и счет в банке не дает знаний в эпидемиологии и иммунологии. Внушение того, что отказ от прививок — это не модный тренд, а наоборот, признак дремучести.
. - «Свидетели рептилоидов». Адепты теории заговора. Считают, что прививки — это какой-то страшный заговор неких могущественных сил, призванный подчинить людей, заставить их болеть, зомбировать их и т.п. с целью обогащения фармацевтической мафии или всемирного правительства рептилоидов. Степень упоротости может варьироваться от легкой (заговор фарммафии с целью нажиться на продаже вакцин) до клинического (внедрении чипов для управления сознанием под видом вакцинации).
Причины недоверия к вакцинации: У этих людей, в той или иной степени, нарушены когнитивные функции и способность критического анализа информации. Считается, что вера в теории заговора — это следствие сильного дискомфорта от хаотичности собственной жизни и потери контроля над ней. Вера в некий коварный скрытый порядок возвращает таким людям видимость контроля. Наряду с вакцинными теориями заговора могут верить во множество других, начиная от плоской Земли и заканчивая мировым еврейским заговором.
Методы переубеждения: Отсутствуют. Адепт теории заговора всегда интерпретирует любые факты, как подтверждение теории заговора, поэтому какие-либо споры априорно бессмысленны. Тактика уменьшения вреда: полный игнор или жесткое высмеивание. Некоторые просто психически больны и нуждаются не в переубеждении, а в лечении.
Теперь перейдем к «преступникам». Их бесполезно и контрпродуктивно переубеждать. С ними нужно бороться любыми доступными методами. Как правило, в законодательном поле сделать с ними ничего нельзя, поскольку формально никаких законов они не нарушают. Остается борьба информационными методами. «Преступников» тоже есть несколько основных разновидностей:
- «Ничего личного, просто бизнес». Типичнейший пример — адвокат Гула. Этот одиозный товарищ зарабатывает себе на жизнь тем, что обеспечивает юридическое сопровождение антивакцинаторам: подает от их имени иски, с требованиями разрешать непривитым детям посещение школ и детсадов, судится с медучреждениями из-за придуманных «осложнений от вакцин» и т.п. Поднимает на этом неплохие деньги и прекрасно себя чувствует. Чем больше непривитых детей — тем больше «кормовая база» и тем успешнее идет бизнес.
Есть также огромная прослойка косвенных выгополучателей: продацов БАДов, гомеопатии, шарлатанских псевдомедицинских приборчиков, эзотерических товаров, гадалок, магов и прочей шелупони, которая кормится на запуганных антипрививочниками обывателях. Антипрививочная пропаганда, как правило, идет «в пакете» с рекламой услуг этих шарлатанов т.к. их целевые аудитории почти полностью перекрываются. Для продавцов «лечебных пирамидок» отказ человека от вакцинации — это маркер тупого лоха, которому можно впарить практически что угодно.
Методы борьбы: дискредитация шарлатанов в глазах той части их целевой аудитории, которая способна хоть как-то думать. Необходимо всячески акцентировать внимание на том, что спикеры-антиваксы лгут, а тот, кто неоднократно солгал не должен быть достоин доверия уже никогда и не в чем. Также нужно постоянно демонстрировать личную финансовую и имиджевую заинтересованность спикеров в росте числа непривитых и объяснять людям, что на них банально зарабатывают, а не желают им добра и не раскрывают им «скрытую правду», как это преподносится.
. - Медийные хайполовы. Эти граждане эксплуатируют хайповость и срачегенность споров о вакцинации для увеличения просмотров материалов на своих медиа-ресурсах. Этим грешат практически все желтые СМИ и сайты-помойки, но не брезгуют и более респектабельные площадки. Именно так досадно вляпался Денис Бигус — хотел собрать просмотры, но получил только неприятный скандал.
Методы борьбы: Бить по репутации путем публикации опровержений и публичного осуждения. Привлекать к этому адекватных лидеров мнений и авторитетных специалистов. Если это СМИ-грантоеды, то жаловаться напрямую их донорам и спонсорам на общественно-опасный контент. Эти меры эффективны только в случае более-менее респектабельных СМИ, заботящихся о репутации. С помоечными ресурсами ничего сделать нельзя и лучшая стратегия — полный игнор.
Очень важно, как должно даваться опровержение зашкварных материалов. Оно обязательно должно идти в самом исходном материале или непосредственно перед ним. Ни в коем случае нельзя просто удалять материал, как это сделал тот же Бигус! В таком случае антиваксы мгновенно поднимают материал на щит и носятся с ним как с «неудобной правдой, которую запретили злобные рептилоиды-убийцы». Материал становится для них иконой и уже никакими силами нельзя опровергнуть содержащуюся в нем лживую информацию — все будет упираться в конспирологию «раз удалили — значит правда!».
Также неэффективно публиковать отдельное опровержение. Опровержение априори читают гораздо меньше, чем исходный материал. По возможности развенчание должно быть в самом материале.
. - Тролли и боты. Это одна из самых важных частей антивакцинаторской «экосистемы». Дело в том, что упоротых фанатиков, готовых часами писать чушь о вакцинах в Интеренете и соцсетях, не так уж и много. «Тихие» антиваксы не видны публично и не разносят свои мыслевирусы на широкую аудиторию. Именно тролли и боты обеспечивают этому движению видимость глобального размаха и делают его настолько социально опасным.
На сегодня безоговорочно доказано, что львиная доля антивакцинаторских информационных вбросов — это намеренно созданный и хорошо проплаченный контент! Основных генераторов этой заразы три:
(1) Российские ольгинские боты, которые раскачивают любые социально-острые темы, в том числе и тему прививок. Их цель — сеять раскол и внутренние противоречия в обществе, прививки как таковые им до лампочки. Их, в частности, уличили в нагнетании истерии перед выборами в США, а в Украине они обильно пасутся во всех постах о прививках в фейсбуке. В частности, именно они бурно комментируют материалы «бизнесменов» и «хайполовов», создавая видимость безудержной всенародной поддержки.
(2) Организации антивакцинаторов "World Mercury Project" и "Stop Mandatory Vaccinations", которые занимаются краудфандингом антипрививочной пропаганды и массово размещают дорогую платную рекламу с антипрививочной агитацией.
(3) Гиперпродуктивные анонимы, наподобие ЖЖ-юзера amantonio, генерирующие вранье и искажающие данные научных исследований в поистине промышленных масштабах. Есть обоснованные подозрения, что такие персонажи, на самом деле, тоже сидят на зарплате у кого-то из первых двух категорий.
Методы борьбы: Жалобы на фейковые эккаунты практически бесполезны, поскольку на каждый забаненный экаунт тут же возникает десять новых, с теми же операторами. Единственный действенный метод — разъяснять мыслящим пользователям как распознавать троллей и ботов и демонстрировать, что их любимые спикеры-антиваксы бурно поддерживаются именно русскими троллями на ФСБшной зарплате, а вовсе не толпами реальных людей, как могло бы показаться.
В целом же борьба с троллями и ботами должна вестись глобально, на уровне самих соцсетей и медиаплощадок.
Теперь пару слов о том, как антивакцинаторы воспринимают медийное освещение больной для них темы. В их среде крайне сильно ощущается стремление к легитимизации их мракобесной позиции. Они постоянно талдычат о том, что «все мнения равноценны» и всячески пытаются протолкнуть повестку, что «не все однозначно» и их горячечные бредни об опасности вакцин должны восприниматься всерьез. Именно поэтому их вожаками становятся такие, как Гула — он представляет их позиции в судах и этим обеспечивает легитимизацию их позиции. Любое появления «своих» на на экранах или в печатных СМИ они воспринимают как победу. Совершенно не важно, в каком контексте им дают слово — «если нам слово дали, то значит считают нашу позицию правильной!». А если, не дай, бог еще и не дают высказать опровержения врачам и ученым, то это вообще перевернулся грузовик с пряниками.
Антипрививочникам не нужна реклама как таковая — они и так уже очень популярны. Им нужна именно легитимизация! И крайне важно им эту легитимизацию не давать, не допускать того, чтобы патологические лжецы и безграмотные мракобесы ставились на один уровень с профессиональными медиками и учеными. Именно поэтому формат материала Бигуса, где антивакцинаторы просто вещали нон-стоп, без всяких комментариев или опровержений, был настоящим кошмаром.
Выводы
Антипрививочная истерия — это комплексная общемировая проблема, которая уже давно не имеет никакого отношения к реальным медико-биологическим аспектам вакцинации. Никаких реальных предпосылок к ее распространению не было и нет. Современное антивакцинаторство — это искусственно созданное явление, лежащее практически исключительно в информационном поле. Оно поддерживается как методами информационной войны, так и стараниями циничных бизнесменов, которые на нем неплохо зарабатывают. Полезные идиоты и адепты теорий заговора помогают его распространению, но не играют в нем ведущей роли.
Предоставлять трибуну для антипрививочной риторики не должно ни одно уважающее себя СМИ и ни одна социально-ответственная информационная площадка. В вопросе вакцинации нет никаких спорных моментов, достойных обсуждения с привлечением антивакцинаторов. Все, что может интересовать или беспокоить «конечного пользователя», может и должно обсуждаться исключительно с врачами и учеными, а не с безграмотными мракобесами и зацикленными адептами теории заговора.
Антивакцинаторы — это не «вторая сторона дискуссии» и «не альтернативное мнение», поскольку нет никакой дискуссии и никаких разных мнений! Есть, с одной стороны, твердо установленный научный консенсус о необходимости прививок, а с другой — злонамеренное распространение лжи и дезинформации, чреватой человеческими смертями. Вранье, манипуляции и тезисы, навязываемые солдатами информационной войны, априори не могут быть «стороной дискуссии».
Пока СМИ, журналисты и лидеры мнений не будут хорошо это осознавать, антипрививочный шабаш в Украине будет только усиливаться.
Если
вы хотите увидеть материал на какую-то
конкретную тему, то вы можете поучаствовать
в его создании. Перечислите небольшую
сумму (сколько не жалко) на карточку
ПриватБанка 5168742223114541 и напишите мне в
личные сообщения какая тема вас
интересует. А можете просто таким образом
сказать спасибо автору.