Небольшая иносказательная притча на тему того, как надо оценивать науку.
Предысторию эпичного противостояния можете прочитать здесь, а я объясню на пальцах, точнее на самолетах и соломе.
Все вы наверняка сто раз видели фото прикольных самолетов из соломы, которые строят туземцы некоторых тихоокеанских островов, являющиеся адептами культа карго.
Давайте поставим в ряд соломенный самолет с островов Фиджи, «кукурузник» АН-2 и новейший Boeing 787 Dreamliner и сравним их по какому-то параметру, например по эффективности расходования топлива. Если сделать это «в лоб» со всеми тремя стоящими в ряд изделиями, то получится, что соломенный самолетик самый эффективный — он вообще не расходует топлива! Дело в том, что мы сравниваем некий второстепенный показатель (расход топлива), не выяснив предварительно, является ли эта штука самолетом в принципе т. е. летает ли она. Очевидно, что, не смотря на похожую форму, только «кукурузник» и боинг могут летать т. е. являются по определению самолетами. А вот соломенная дурилка аборигенов — это не более чем внешняя имитация и ее в принципе нельзя включать в сравнение.
Теперь притча.
Однажды мудрый вождь племени самолетопоклонников решил выяснить, целесообразно ли выделять ресурсы племени на строительство новых самолетов из соломы или, может быть, стоит направить их на ремонт хижин. Он вызвал к себе Главного Шамана и попросил его обосновать эффективность соломенных самолетов. Шаман заявил, что его самолеты — абсолютно уникальная штука, не имеющая аналогов в мире. Это единственные самолеты на планете, не расходующие топлива! Вождь был впечатлен, но стоящий рядом строитель хижин сказал примерно следующее:
- Все самолеты белых людей, что мы видели, летают и возят грузы, а наши — не летают и ничего не возят. Я не специалист и не знаю, обязательно ли самолету нужно летать, но такое несоответствие меня напрягает. Давайте покажем наш самый лучший соломенный самолет белым людям и попросим их оценить его — в конце-концов белые люди начали строить самолеты раньше нас и наверняка лучше в них разбираются. Если их мнение совпадет с мнением шамана, то мы удвоим порцию мяса его людям, а если белые люди скажут, что самолет обязательно должен летать, то нафига нам такой глупый шаман? Скормим его тогда крокодилам. Кстати, я свои хижины белым показывал — они подтвердили, что при имеющихся ресурсах, это самое оптимальное решение. Они даже мой способ соединение палок под крышей признали очень классным и пригодным даже для строительства больших каменных домов.
Шаман тут же отвечает:
- Строитель хижин просто ни бельмеса не понимает в славных и древних традициях нашего авиастроения! У нас уникальный и самобытный путь проектирования особых нелетающих самолетов, который никоим образом не отделим от культуры нашего племени. Если мы пойдем на поводу у белых людей и начнем строить летающие самолеты, то мы утратим нашу уникальную культурную идентичность! Спрашивать белых людей о достоинствах наших самолетов бессмысленно — они ничего не понимают в нелетающих самолетах!
Вождь задумчиво чешет курчавую репу:
- Хорошо излагаешь, шаман! Только строитель тоже прав — надо же как-то обосновать перед людьми, что твои работники не зря жрут дефицитное мясо. Раз твои самолеты принципиально не летают и сравнивать их с самолетами белых людей нельзя, то предложи мне любой другой способ оценить твою работу. Кому я должен показать наши самолеты чтобы убедиться, что ты не морочишь мне голову? Напомню тебе, что ты используешь столько соломы, что нечем крыть крыши и кормить скот, а самолеты уже девать некуда — вся деревня заставлена.
Шаман, возмущенно:
- О Великий Вождь! Ты оскорбляешь славные традиции наших предков! Никто кроме древней касты шаманов не способен оценить красоту и величие наших самолетов! Только мы, шаманы, можем выступать экспертами.
Строитель:
- То есть ты сам оцениваешь свою работу и сам решаешь, сколько мяса нужно твоим людям? Выходит, что если ты жульничаешь, то никто и никак не может этого доказать. А так можно было?!
Вождь отослал обоих и крепко задумался. Думал он три дня и три ночи, но потом все-таки стал на сторону шамана. Ему было не с руки его обижать т. к. сын шамана был женат на его племяннице, да и сам шаман в молодые годы помогал вождю тырить у белых огненную воду. Свои люди, короче. В результате шаман получил заказ на новые соломенные самолеты, а строитель плюнул и ушел к белым людям учиться строить большие каменные дома, в чем немало преуспел. Со временем шаман извел на самолеты всю солому, а его люди сожрали все мясо. Крыши начали течь, а люди болеть от сырости и недоедания. А потом пришло соседнее племя и всех их перебило т. к. воины уже не могли держать копья от слабости.
Ладно, хватит аллегорий и иносказаний. Вернемся к нашим баранам. Самолеты — это научные работы. Шаман и его люди — это украинские педагоги, философы, юристы и экономисты, которые категорически отказываются показывать результаты своих изысканий миру. Строитель хижин — это украинские ученые, публикующиеся в рецензируемых международных журналах. Ну а вождь — это правительство (вождь он и в Африке вождь).
Если мы и дальше будем гордиться нулевым расходом топлива у отечественных соломенных самолетов, то закончим мы так же как это незадачливое племя.