Disclaimer: текст содержит дозу снобизма, близкую к летальной, а мнение автора может не совпадать с его точкой зрения. Читайте на свой страх и риск.

Знаете что меня неизменно поражает после каждого приезда в западную Европу? Там есть «село» в смысле маленьких загородных поселений, но нет селюков как социальной прослойки.

Во многих небольших городах, буквально в паре минут езды от центра , начинается настоящее село — хуторки на 20-30 домов. Можно отъехать хоть на 5, хоть на 15 км, но картина не меняется никак — все те же россыпи крошечных живописных деревушек.

При этом жители любого такого хутора ничем не отличаются от горожан. Они ходят в туфлях, а не в кирзачах и носят пиджаки и куртки, а не фуфайки. В свободное время они не сидят на завалинке, бухая самогон и лузгая семки, а катаются на роликах или снимают перелетных птиц дорогими телеобъективами. Дети не гоняют на выпас гусей, а играют в футбол на идеально подстриженном поле с нормальными воротами и тренером. В некоторых городках на 3-5 тысяч жителей есть парки (!) со скамейками и скульптурами.

При этом гусей они разводят на продажу, а кирзачи у них стоят в сарае для полевых работ, но это для них именно работа. Да и самогон они гнать умеют и выпить не дураки, но это для них один из вариантов досуга и социализации, а не смысл существования.

У этих людей менталитет особо не зависит ни от места жительства, ни от профессии ни от уровня дохода — они достаточно однородны и они все горожане. У нас же население четко делится на горожан и селюков. Причем это деление не столько по нынешнему месту жительства, сколько по типу мышления и мировоззрения. Можно быть горожанином по духу, живя в селе, и оставаться селюком будучи столичным жителем в третьем поколении.

В чем, собственно, состоит этот самый менталитет селюка? Он держится на трех китах — лицемерие, болезненная зависимость от мнения коллектива и раболепие перед начальством.

Селюки, в большинстве своем, лицемерно набожны, но это набожность истово крестящейся валютной проститутки. Печальную статистику подростковых абортов и употребления наркотиков в селах можете нагуглить сами. Эти люди набожны, но не религиозны. Они не верят в бога и не боятся его, а просто соблюдают ритуалы как социальную условность. Наружу выставляется наигранная благодетельность и нарочитая богобоязненность, а под ней злобная завистливость, беспринципность, лживость и далее по списку.

Классические максимы «чтоб не хуже чем у людей» и «что люди скажут?» слышали, наверное, все. Это типично для селюков. Они все время оглядываются на соседей — не дай боже кто-то что-то не то скажет! Отсюда и навязчивое желание быть как все и не выделяться. Выскочек ставят на место, например, поджигая хату. «Ты че тут, самый умный?» — это именно оттуда. При этом из-за лицемерия все показушно выглядят как все, но все время смотрят как-бы чем то подосрать соседу и втихаря самоутвердиться (только тихо — а то что люди скажут!).

Ну и раболепие перед начальством. Начальник — феодал. Он — бог, с ним нельзя спорить. При этом помним о лицемерии — начальника все в глаза любят, за глаза — поносят, а в мечтах хотят им стать.

Побочным продуктом селюческого менталитета является повальная коррупция. С одной стороны коррупцию и взятки можно рассматривать как перенос самых примитивных и архаичных социальных отношений на сложное современное общество. Человек, дающий взятки, знает, что за услугу надо платить только из рук в руки. Когда надо подковать коня — платят непосредственно кузнецу, когда надо вырвать зуб — непосредственно бабке-ворожке и т.п

Система опосредованной оплаты через уплату налогов у человека в голове не укладывается и поэтому он всегда дает «конвертик» непосредственному исполнителю. У получателя взяток те же яйца, только в профиль: он воспринимает зарплату как некую манну небесную, падающую за красивые глаза, а оплатой за работу считает именно «конвертик», переданный непосредственно из рук в руки получателем услуги. Соответственно без взятки он ничего не хочет делать — он же не дурак за бесплатно работать.

Что интересно, люди понимают и даже могут связно объяснить что такое налоги, зарплата и служебные обязанности, но на деле у них неизменно срабатывает архаичная установка «за услугу надо платить из рук в руки».

С другой стороны, взятки — это идеальный способ соблюдать селюческие благодетели обоими сторонами процесса. Мелкий чиновник может демонстративно «быть как все», получать нищенскую зарплату и жаловаться на барыг при власти, но при этом втихаря строить хатку за пару миллионов в заповеднике. Родители, подносящие кабанчика директору техникума, чтобы пристроить сыночка, тоже не нарушают никаких норм показной уравниловки — сын «не самый умный», пинал в школе балду и бухал за гаражами, такое же быдло как все. А поступать надо, поэтому не репетитор (вы что! нельзя же выделяться), а кабанчик.

Взятка, кроме всего этого, еще и прекрасно вписывается в мировоззрение лицемерия и двойных стандартов. На публику мы честные и бедные, а на деле подмазали с наворованного и детей этому же учим.

Отсюда же растут и повальные зарплаты в конвертах, и субсидии на коммуналку при даче и дорогой машине, записанных на тестя, и евробляхи, и списывание на экзаменах, и плагиат в докторских — все это проистекает из извращенных селюческих мировоззренческих установок.

Агрессивное недоверие к критическому мышлению и науке — это тоже характерная черта селюка. Образованные люди им классово чужды — они выделяются, они говорят что думают, они не лебезят перед начальством. Сама наука им тоже неприятна — там все доказуемо и открыто — бери и осваивай. Нет простора для привычных двойных стандартов. Другое дело какая-нибудь эзотерика или гомеопатия! С одной стороны можно продемонстрировать, какой я серенький и как я от колектива не отрываюсь — видите, я классово-чуждым врачам не верю. А с другой стороны — можно порешать неофициально, пилюль купить без кассового чека, поддержать уважаемых людей, которые гешефт себе делают, не платя налоги, так же как я всегда пытаюсь делать.

Самое страшное то, что такая система устойчива и может самоподдерживаться бесконечно долго. Даже смена власти, общественного строя и самого государства не помогают. Настоящему селюку (тм) пофиг какой флаг развивается над сельрадой. Его патриотизм — такое же лицемерие, как и все остальное. Ему норм и при демократах, и при коммунистах, и при нацистах. При демократах он пилит лес и копает янтарь, при коммунистах — строчит доносы на соседей и раскуркуливает кулаков, при нацистах — сдает евреев в гестапо. Ему, в принципе, завсегда везде ништяк.

Селючество — это, на самом деле, страшно. Оно не зависит от места жительства, национальности, языка, уровня дохода и образования. Оно где-то глубоко в ядре морально-этических мотиваций и приоритетов.

Так что я остаюсь при своем мнении: пока в государстве насаждается культ «сакрального архаичного села» никакие про-европейские реформы ничего не дадут. Нельзя быть «немножко беременной»: надо или строить модерное общество или продолжать умиляться пасторалью, под лубочным глянцем которой скрывается агрессивная антитеза современной либеральной цивилизации.


Если вы хотите увидеть материал на какую-то конкретную тему, то вы можете поучаствовать в его создании. Перечислите небольшую сумму (сколько не жалко) на карточку ПриватБанка 5168742223114541 и напишите мне в личные сообщения какая тема вас интересует. А можете просто таким образом сказать спасибо автору.