Как только правительство презентовало проект бюджета на 2019 год все побежали смотреть, что же год грядущий нам готовит. Ученые, ожидаемо, ломанулись смотреть на финансирование науки и там их ждало несколько сюрпризов разной степени приятности.
Для тех кто в танке, кратко объясню, почему бюджет 2019 года настолько важен для украинской науки. Во-первых функционирующая с 2017 г. Національна рада України з питань розвитку науки і технологій должна была впервые получить нормальное бюджетное финансирование отдельной строкой и перестать быть этаким волонтерским проектом психов-энтузиастов. Во-вторых в текущем году был наконец-то создан «Національний фонд досліджень» (НФД) — независимая структура, призванная обеспечить прозрачное и справедливое грантовое финансирование науки.
Под
эти гранты должно было быть выделено
дополнительное финансирование. Все эти
шаги уже давно прописаны в новом законе
про науку и должны были быть сделаны
еще два года назад, но вы же понимаете
в какой задумчивой стране мы
живем — никто никуда не
спешит. В-третьих наличие каких-то реальных подвижек должно было дать сигнал остаткам молодых ученых, что в этой стране еще не все потеряно и здесь можно пробовать работать, а не линять сразу же за рубеж .
В проекте бюджета-2019 предусмотрено финансирование и нацрады и НФД, но если мы посмотрим что это за финансирование, то пепел зрады начнет стучать в наши сердца.
На функционирование нацрады выделено 509 тысяч. Это не просто мало, это насмешка. Нацрада задумана, ни много ни мало, как государственный орган при кабмине, формирующий политику и стратегию Украины в научно-технической сфере. На сегодня это единственный в Украине орган, которому доверяет подавляющее большинство ученых. В нее входят не номенклатурные функционеры, а незаангажированные авторитетные ученые, избранные с участием зарубежных экспертов по прозрачной процедуре. В нашей стране договорняков — это островок здравого смысла и локальной победы профессионализма над местечковым кумовством.
И вот на функционирование этого крайне важного и прогрессивного органа исполнительной власти выделено 500 тысяч в год. Из этой суммы 442 тысячи пойдет на командировки членов нацрады (которых планируется множество т.к. люди из разных городов должны регулярно собираться вместе), а остаток — это на скрепки и дырокол. Это означает, что можно попрощаться с планами создания при нацраде научно-аналитического центра, с возможностью формирования централизованного всеукраинского корпуса экспертов, с перспективами привлечения зарубежных консультантов для разработки научной и инновационной политики. Только командировки и скрепки, попуститесь.
Но это еще, так сказать, разогрев. Настоящая зрада ждет нас дальше. Переходим к финансированию НФД. В законе про науку в статье 49 этот фонд определен как главный распорядитель бюджетных средств («головний розпорядник коштів" — ГРК). Такой статус делает его независимым от всех остальных игроков, которые грызутся за крохи бюджетного пирога, перепадающие науке. Напомню, что в войне за крошки принимают участие две большие "акулы" - МОН и НАН (нежно любящие друг друга, если вы понимаете о чем я), а также рыба помельче — отраслевые академии (медицинская, юридическая, педагогическая, аграрная). Кроме них есть еще туева хуча мальков — научно-исследовательских подразделений при различных министерствах и ведомствах (которые хрен пойми чем занимаются, но это уже совсем другая история).
По закону научные группы от всех этих игроков, независимо от величины и статуса, имеют равные возможности в борьбе за гранты от НФД. Процедура конкурсов будет прозрачна и едина для всех. Статус ГРК дает фонду возможность класть с прибором на лоббистов: ректоров МОНовских университетов, академиков президиума НАН, обласканных политиками плагиаторов из НАПН и т. п. НФД сам распоряжается деньгами и не обязан ни с кем дополнительно согласовывать их распределение — кто конкурс выиграл тот и молодец.
На НФД в 2019 предлагается выделить 262 миллиона. Тут надо без всякого сарказма сказать спасибо минфину, который осознает всю важность запуска фонда. Сумма явно недостаточная, но позволяющая хотя бы запустить фонд в работу и объявить первые пилотные конкурсы. Но тут к нам подкрадывается полярный лис: в проекте бюджета НФД лишили статуса распорядителя бюджетных средств! Вместо этого фонд, за каким-то хреном, примотали скотчем к МОН! Мало того, что это ничем не мотивированное нарушение статьи 49 закона про науку, так еще и явный саботаж независимости и незаангажированности фонда. Раз фонд не является ГРК, то все его решения должны будут визироваться в МОН, а МОН, как я уже говорил, — это одна из акул-тяжеловесов, участвующих в драке за финансирование.
Как вы думаете, справедливо ли подчинять агентство, раздающее гранты, одному из основных претендентов на их получение? Ежу понятно, что это вопиющий конфликт интересов, причем созданный искусственно, путем прямого нарушения норм закона про науку. Угадайте с одного раза кому это выгодно и кто, скорее всего, это продавил.
Я уже молчу о том, что администрирование научных проектов в МОН представляет из себя, как бы это сказать помягче, штопаное дно (это вам подтвердят все, кто когда-либо имел с этим дело). Деньги на год там традиционно выделяются в конце декабря, чтобы их нельзя было вовремя использовать, отчетность крайне бюрократизирована и маразматична, любые закупки превращаются в локальный военный конфликт с МОНовской бухгалтерией, а от упоминая обязательных папок с завязками у всех ученых уже давно начинает дергаться глаз.
Для иллюстрации масштаба трагедии приведу реальный диалог из моего общения с бухгалтерией МОН:
- Вот вы покупаете 4 планки памяти для компьютеров и два блока питания. Так нельзя.
- Почему?!
- Ну у вас же два компьютера!
- Ну да, два. И что?
- А куда вы денете еще две планки памяти?
И все это нам радостно предлагают перенести в НФД. Спасибо, мы лучше пешком постоим.
Так и живем: как только появляется инициатива, позволяющая искоренить договорняки и подковерное лоббирование, так она тут же нивелируется путем договорняков и подковерного лоббирования.
Если проект бюджета пройдет ВР именно в таком виде, то вместо позитивных тенденций в реформировании Украинской науки в 2019 г. мы увидим декоративный потемкинский фасад с модным дыроколом и профанацию независимого конкурсного финансирования.