Каждый год с началом бюджетного процесса с новой силой обостряются споры по поводу доплат из бюджета за научные степени и звания. Далекие от науки люди обычно очень плохо понимают как эта система организована и какие проблемы с ней связаны, поэтому начать надо с краткого ликбеза.

В Украине есть отдельно ученые степени (PhD, кандидат наук, доктор наук) и отдельно ученые звания (доцент, профессор, старший научный сотрудник). Кроме этого отдельно есть еще и «научная» должность по штатному расписанию, на которой человек работает в научном институте или ВУЗе (причем «старший научный сотрудник» как должность и «старший научный сотрудник» как звание — это совершенно разные вещи). Весь этот зоопарк достался нам в наследство от СССР. В чем сакральный смысл разделения научных регалий на степени и звания — загадка, но что есть то есть.

Ученые степени и звания в Украине присуждаются централизованно — за это отвечеет МОН. За присвоенное звание или степень по трудовому законодательству начисляется надбавка к зарплате. У профессора доктора наук она достигает 30% от должностного оклада, у ученых попроще — соответственно меньше.

С того момента, как псевдо-гуманитарии (педагоги, экономисты, юристы и прочие представители «противоестественных наук») поставили на коммерческий конвейер защиту копи-паста, плагиата и бессмысленного бреда, ценность ученых степеней начала стремительно падать, а справедливость доплат за них стала вызывать большие сомнения. По некоторым оценкам липовые ученые степени обходятся бюджету Украины чуть ли не дороже, чем настоящая фундаментальная наука в НАН и университетах.

Доплаты за степени и звания сейчас являются безусловными и автоматическими: как только человек получил степень ему сразу насчитывается пожизненная доплата к зарплате и отменить ее нельзя никак кроме как путем лишения степени. Кстати, механизм лишения степеней у нас намеренно поломан, чтобы одна небезызвестная особа не лишилась своей липовой докторской степени, полученной за «разумные лептоны».

Справедливо ли это? Конечно, нет. Очевидно, что получение корочки не является синонимом высокой научной квалификации в течении всей последующей жизни. Если доктор наук перестает продуктивно работать, не публикуется и не делает науку, то теоретически его можно только уволить (ага, удачи). Лишить его доплаты в виде стимулирующего пенделя нельзя никак — КЗОТ не позволяет.

Другой аспект: доплаты получают все когда либо защитившиеся граждане, даже те, кто наукой уже давно не занимается (или никогда и не занимался, как те же легионы псевдо-гуманитариев с купленными диссертациями). Доплаты за степени получают чиновники, администраторы, госслужащие, депутаты, министры. Им-то почему надо доплачивать за степень? Они на 30% лучше бумажки перекладывают имея диплом доктора наук? Где логика?

Доплата за степень вносит сумбур в систему должностей. Два человека на одинаковой должности могут получать зарплату отличающуюся в 1.5 разу только потому, что один кандидат, а второй — доктор. А с какого, простите, перепугу? Должность предполагает определенные квалификационные требования, если они выполнены то какая разница какие у человека корочки? Если нужно более детальное разграничение по квалификации, то просто вводится больше разных должностей с разными требованиями к кандидатам.

В итоге с какой стороны не посмотри, а существующая система доплат за ученые степени выглядит халявой для проходимцев, а не поощрением для талантов.

Можно ли изменить ситуацию? Можно, но одним указом этого не делать т.к. уж слишком все завязано с трудовым кодексом, тарифной сеткой и т.п. В идеале, на мой взгляд, надо стремиться к такой системе:

  1. Получение ученых степеней — внутренняя кухня научного сообщества. Государство вообще не должно обязывать работодателей каким-то особым образом на них реагировать независимо от формы собственности.
  2. Работодатели на свое усмотрение могут указывать наличие ученой степени как квалификационный критерий для занятия определенных должностей. В НАН и университетах эти требования будут, естественно, прописаны, а в других ведомствах они нафиг не нужны. Работать будет так: прошел кандидат наук по конкурсу на доцента — получает оговоренную зарплату. Хочет продвигаться дальше — защищает докторскую и подает документы на конкурс заведующего кафедрой. Если не прошел — работает себе дальше доцентом. Доплачивать за наличие звания доктора ему как-бы не за что т.к. работу он выполняет ту же, что и раньше.
  3. Государственные служащие должны назначаться на должности аналогичным образом: есть должность с определенной зарплатой по тарифной сетке и требования к ней. Все! То что ты в анамнезе доктор наук может быть интересно только на этапе конкурсного отбора и влять на зарплату не должно никак.

Что это в идеале даст?

  1. Снизится стимул делать фейковые диссертации у разномастных чиновников т.к. это не будет давать мгновенного и автоматического прироста дохода.
  2. Резко снизятся расходы бюджета на выплату «научных» надбавок людям, которые либо никогда не имели к науке никакого отношения, либо уже перестали ею заниматься. Именно к этой категории относится подавляющее большинство людей с липовыми и купленными степенями.
  3. Если все сделать с умом, то на университеты и НАН это практически не повлияет т.к. теперешние надбавки можно включить непосредственно в оклады научных сотрудников.

Естественно, при таком подходе придется переформатировать систему должностей и перетасовать по ней людей, чтобы по возможности существенно не понижать никому реальную зарплату, но зато в дальнейшем сумбура будет куда меньше.

Ну и естественно нужна тотальная проверка диссертаций госчиновников и администраторов высокого ранга на плагиат и научную ценность, но это уже совсем другая история.