• 2 місяці тому
  • Наука
  • 8 233
  • 770
  • 23
  • 8

Страна, не желающая кормить науку, будет кормить псевдонауку и шарлатанство. Правильность этого тезиса для многих неочевидна и на науке постоянно пытаются экономить. Над афоризмом "страна, не желающая кормить свою армию, будет кормить чужую" у нас тоже долгое время смеялись. Больше не смеются - пришел песец и грубая реальность, данная в ощущениях, помогла усвоить урок. Будем ли мы дожидаться прихода полярной лисички еще раз, на этот раз из-за упадка науки? А ведь пушистый зверек уже на пороге...

Широкие народные массы почему-то не понимают простой вещи - когда чиновник, бизнесмен или даже простой обыватель сталкивается с чем-то, в чем он ну ни бельмеса не понимает, ему приходится с кем-то консультироваться. Гугл помогает далеко не всегда. Если проблема сложнее выбора холодильника, то в интернетах может просто не оказаться готового рецепта, расписанного для дяди Васи. Хочешь или не хочешь, но нужно запрашивать экспертное мнение. А у кого его запрашивать? Если есть наука - то у ученых. А если науки нет? Тогда у тех, кто на них похож - у псевдоученых, имитаторов, фриков и шарлатанов.

Эта простая как дверь вещь в сознании обывателей не уживается и в этом частично есть вина самих ученых. Ученые из рук вон плохо объясняют прямую связь фундаментальной науки с нормальным функционированием общества здесь и сейчас. Действительно, когда говорят о роли фундаментальной науки в обществе, то первым делом вспоминают долговременное развитие технологий, когда плоды фундаментальных исследований "выстреливают" спустя многие десятки лет. Вспоминают теорию относительности, сделавшую возможным GPS, или радиоактивность, долго считавшуюся непрактичным курьезом.

Все это правильно, но при этом часто забывают о другой роли фундаментальной науки, которая дает мгновенные осязаемые результаты. Эта роль - поддержка интеллектуального потенциала общества.

В здоровом обществе существует устойчивый баланс между "приземленным мещанством" и "возвышенной интеллигенцией". Как ни крути, обществу нужны и базарные барыги, и высоколобые интеллектуалы. Количество тех и других определяется технологическим уровнем экономики - чем выше уровень, тем меньше нужно торгашей и селян и тем больше - инженеров и ученых.

Проблема в том, что примитивная прослойка общества получается сама собой - это естественное состояние человека, который ничему особо не учился, оперирует врожденным магическим мышлением и ничем сложным не заморачивается. А вот интеллектуальная прослойка сама собой не получается. Люди, имеющие тягу к образованию и предпосылки к критическому мышлению не могут сами собой превратиться в Эйнштейнов и Вернадских. Для этого им необходима живая и активная интеллектуальная среда, способная их обучить, воспитать навыки логического мышления, привить культуру дискуссии, дать общий кругозор и т.п. Эта среда формируется такими общественными институтами как искусство, культура и наука. Причем наука тут нужна именно фундаментальная - именно она формирует целостную картину мира и задает планку строгого критического мышления, на которую можно равняться.

Если хотите, фундаментальная наука - это "хранительница очага" для критического мышления, аналитических навыков и мировоззренческого кругозора. От ее уровня прямо зависит уровень преподавания академических дисциплин в университетах, уровень экспертизы при разработке законодательства, уровень стратегического планирования в экономике и инфраструктуре и т.п.

Важно, что для нормального воспроизводства интеллектуальной прослойки общества нужно определенное количество ученых на душу на селения. Нужна среда в которой смогут вариться новые поколения и которая будет потихоньку проникать в разные области повседневной жизни.

Что происходит при отказе государства от фундаментальной науки (равно как и при отказе от поддержки искусства и культуры)? Первым делом улетает под плинтус уровень высшего образования. Сначала страдают академические дисциплины, а потом и прикладные т.к. сами преподаватели перестают понимать теорию, а спросить уже не у кого.

Вслед за образованием падает качество инженерных кадров. Некому становится проектировать мосты и ремонтировать электростанции т.к. у местечковых инженеров, воспитанных местечковыми преподавателями, не хватает на это квалификации. На каждый чих приходится нанимать зарубежных специалистов за большие деньги. Формируется полная технологическая зависимость от импорта.

Параллельно с этим стремительно падает уровень экспертизы в законодательстве и государственном планировании: начинают приниматься идиотские законы и ошибочные решения в экономике, Их можно было бы легко избежать, имея грамотных экспертов, но экспертов нет т.к. качество образования уже в нуле и им неоткуда взяться. Даже псевдоэксперты, набранные по блату из кумовьев и сватов, могли бы быть куда полезнее имей они хоть какой-то кругозор, сформированный окружавшей их во время учебы интеллектуальной средой, но среду "оптимизировали"...

При отсутствии адекватного образования и интеллектуальных ориентиров уровень элиты быстро скатывается к уровню базарных барыг, что сводит к нулю шансы побороть коррупцию и кумовство. Стратегическое политическое мышление и видение будущего страны тоже скатываются к уровню менеджмента малой торговой точки, что в глобальном конкурентном мире смерти подобно.

На этой волне, естественно, начинается попа в экономике и к власти прорываются популисты и демагоги самого паскудного пошиба. Все они носители менталитета гопников и мелких торгашей, а уравновешивающей их прослойки интеллектуалов уже нет т.к. ее воспроизводство прекратилось.

А дальше приходит полярная лисичка: страна либо полностью теряет суверенитет и прекращает свое существование, либо превращается в чисто номинальную "витрину с флагом", прикрывающую чью-то вассальную территорию или сырьевой придаток. По пути часто проходится фаза разрухи и/или гражданской войны, но это уже сущие мелочи.

Так что, граждане, не экономьте на фундаментальной науке. Она стоит куда дешевле зажравшихся судей и прокуроров, а пользы от нее куда больше, причем прямо здесь и сейчас, а не через сто лет. Так же как и армия фундаментальная наука обороняет страну, только угрозы другие: скотство, жлобство, мракобесие, архаичность и тотальная некомпетентность. К архаичным жлобам в современном мире быстро приходит песец. Наша фундаментальная наука его от нас отгоняет. Пока отгоняет.


С уважением,

Силы противопесцовой обороны.

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація