• 5 місяців тому
  • Наука
  • 7 052
  • 731
  • 5
  • 16

Перипетии последних дней, спровоцированные сначала публикацией скандального материала журналиста Дениса Бигуса, а потом еще более скандальным удалением этого материала, очередной раз подняли проблему девственной наивности украинских СМИ в вопросах освещения деятельности антивакцинаторов.

Как редакции большинства СМИ так и отдельные журналисты зеленого понятия не имеют о том, как устроено антивакцинаторское сообщество, как внутри него преломляется любая информация и как необходимо себя вести, чтобы не накручивать популярность этим социально опасным фрикам.

Начать надо с того, что антивакцинаторы - это не монолитная сила. Это очень разношерстная сборная солянка с очень разными убеждениями, целями, задачами и уровнем интеллекта. Условно их можно разделить на "преступников" и "жертв".

  • "Преступники" - это те, кто намеренно продуцирует, распространяет и пропагандирует ложь об опасности, вреде или ненужности вакцинации. Они могут либо сами верить в собственные бредни, либо быть просто циничными лжецами - это не имеет существенного значения. Преступники всегда имеют личный интерес в антивакцинаторской истерии. Они могут прямо зарабатывать на ней (например, адвокат Гула зарабатывает на юридическом сопровождении антиваксов, в ольгинские "вакцинные тролли" сидят на зарплате у спецслужб), или иметь косвенные выгоды (реклама, медийная раскрутка, продажи БАДов и мошеннических псевдо-медицинских услуг легковерным антивакцинаторам).
  • "Жертвы" - это те, кто ведется на лживую пропаганду. Они могут ретранслировать бред, но делают это бескорыстно, из "идейных" соображений, выполняя роль полезных идиотов на службе у преступников.

Давайте начнем с "жертв". Их нужно пытаться, по возможности, переубеждать, а если это невозможно, то минимизировать их вклад в ретрансляцию и распространение лжи и фейков. Можно выделить четыре основные категории жертв:

  1. "Встревоженные обыватели". Это рядовые "средние обыватели", как правило весьма недалекие и очень плохо образованные, часто вовсе безграмотные и дремучие. Мышление иррационально-мистическое. Зачастую религиозные или верящие во всякую эзотерическую херню. Типичные представители - это завсегдатаи "мамских" форумов, богомольные тетеньки, контингент сельских маршруток или борщаговских пивнушек.

    Причины недоверия к вакцинации: нехватка базового образования, когнитивная ограниченность (по-простому - тупость), наивность, фанатичное доверие к предрассудкам и слухам. Верят самым примитивным страшилкам и фейкам, давящим на эмоции, вроде вымышленных слезливых историй про "умерших от прививок" племянником и внуков.

    Методы переубеждения:
    Тупы и упрямы, рациональные аргументы до них не доходят в принципе. При этом охотно поверят харизматичному спикеру, говорящему на понятном им языке. Подвержены запугиванию и панике, поэтому быстро "переобуваются" во время эпидемий и реагируют на пропаганду в стиле "страшилок".
    .
  2. "Растеряшки". Рациональные и, в принципе, логически мыслящие люди люди, которые не имеют достаточного багажа знаний в биологии и медицине для того, чтобы сформировать собственное мнение о пользе вакцинации. Накладывается также информационная "всеядность" и неумение фильтровать информацию. Они не столько глупы или когнитивно ограничены, сколько просто плохо учились. В результате постоянной "бомбардировки" антипрививочной агитацией они просто теряются и не понимают где правда, а где ложь.

    Методы переубеждения: Это самая благодарная группа в плане просвещения. Работает обычная научная популяризация, санпросвет и развенчание антивакцинаторских мифов и ложных утверждений.
    .
  3. "Озабоченные профессионалы". Это люди с образованием, профессионалы в какой-то области, крайне далекой от биологии и медицины: программисты, юристы, инженеры, финансисты, бизнесмены и т.п. Они, как правило, имеют высокие доходы и следят за модными тенденциями (в понимании модных пабликов инстаграмма). Высокие зарплаты и социальный статус сильно задирают их самооценку и приводят к переоценке способности к критическому анализу информации в областях, далеких от их профессиональной сферы.

    Причины недоверия к вакцинации: ошибочная интерпретации данных из научной и медицинской литературы, доверие к пропагандистам, которые обильно спамят терминами, ссылками и якобы научными данными, пренебрежительное отношение к ученым и врачам как к "нищебродам" и "лузерам".

    Методы переубеждения: Наглядная демонстрация вранья и манипуляций у спикеров, которых они считали авторитетными. Классическая научная популяризация и санпросвет. Мягкое склонение к мысли, что профессионализм в программировании и счет в банке не дает знаний в эпидемиологии и иммунологии. Внушение того, что отказ от прививок - это не модный тренд, а наоборот, признак дремучести.
    .
  4. "Свидетели рептилоидов". Адепты теории заговора. Считают, что прививки - это какой-то страшный заговор неких могущественных сил, призванный подчинить людей, заставить их болеть, зомбировать их и т.п. с целью обогащения фармацевтической мафии или всемирного правительства рептилоидов. Степень упоротости может варьироваться от легкой (заговор фарммафии с целью нажиться на продаже вакцин) до клинического (внедрении чипов для управления сознанием под видом вакцинации).

    Причины недоверия к вакцинации: У этих людей, в той или иной степени, нарушены когнитивные функции и способность критического анализа информации. Считается, что вера в теории заговора - это следствие сильного дискомфорта от хаотичности собственной жизни и потери контроля над ней. Вера в некий коварный скрытый порядок возвращает таким людям видимость контроля. Наряду с вакцинными теориями заговора могут верить во множество других, начиная от плоской Земли и заканчивая мировым еврейским заговором.

    Методы переубеждения: Отсутствуют. Адепт теории заговора всегда интерпретирует любые факты, как подтверждение теории заговора, поэтому какие-либо споры априорно бессмысленны. Тактика уменьшения вреда: полный игнор или жесткое высмеивание. Некоторые просто психически больны и нуждаются не в переубеждении, а в лечении.

Теперь перейдем к "преступникам". Их бесполезно и контрпродуктивно переубеждать. С ними нужно бороться любыми доступными методами. Как правило, в законодательном поле сделать с ними ничего нельзя, поскольку формально никаких законов они не нарушают. Остается борьба информационными методами. "Преступников" тоже есть несколько основных разновидностей:

  1. "Ничего личного, просто бизнес". Типичнейший пример - адвокат Гула. Этот одиозный товарищ зарабатывает себе на жизнь тем, что обеспечивает юридическое сопровождение антивакцинаторам: подает от их имени иски, с требованиями разрешать непривитым детям посещение школ и детсадов, судится с медучреждениями из-за придуманных "осложнений от вакцин" и т.п. Поднимает на этом неплохие деньги и прекрасно себя чувствует. Чем больше непривитых детей - тем больше "кормовая база" и тем успешнее идет бизнес.
    Есть также огромная прослойка косвенных выгополучателей: продацов БАДов, гомеопатии, шарлатанских псевдомедицинских приборчиков, эзотерических товаров, гадалок, магов и прочей шелупони, которая кормится на запуганных антипрививочниками обывателях. Антипрививочная пропаганда, как правило, идет "в пакете" с рекламой услуг этих шарлатанов т.к. их целевые аудитории почти полностью перекрываются. Для продавцов "лечебных пирамидок" отказ человека от вакцинации - это маркер тупого лоха, которому можно впарить практически что угодно.

    Методы борьбы: дискредитация шарлатанов в глазах той части их целевой аудитории, которая способна хоть как-то думать. Необходимо всячески акцентировать внимание на том, что спикеры-антиваксы лгут, а тот, кто неоднократно солгал не должен быть достоин доверия уже никогда и не в чем. Также нужно постоянно демонстрировать личную финансовую и имиджевую заинтересованность спикеров в росте числа непривитых и объяснять людям, что на них банально зарабатывают, а не желают им добра и не раскрывают им "скрытую правду", как это преподносится.
    .
  2. Медийные хайполовы. Эти граждане эксплуатируют хайповость и срачегенность споров о вакцинации для увеличения просмотров материалов на своих медиа-ресурсах. Этим грешат практически все желтые СМИ и сайты-помойки, но не брезгуют и более респектабельные площадки. Именно так досадно вляпался Денис Бигус - хотел собрать просмотры, но получил только неприятный скандал.

    Методы борьбы: Бить по репутации путем публикации опровержений и публичного осуждения. Привлекать к этому адекватных лидеров мнений и авторитетных специалистов. Если это СМИ-грантоеды, то жаловаться напрямую их донорам и спонсорам на общественно-опасный контент. Эти меры эффективны только в случае более-менее респектабельных СМИ, заботящихся о репутации. С помоечными ресурсами ничего сделать нельзя и лучшая стратегия - полный игнор.

    Очень важно, как должно даваться опровержение зашкварных материалов. Оно обязательно должно идти в самом исходном материале или непосредственно перед ним. Ни в коем случае нельзя просто удалять материал, как это сделал тот же Бигус! В таком случае антиваксы мгновенно поднимают материал на щит и носятся с ним как с "неудобной правдой, которую запретили злобные рептилоиды-убийцы". Материал становится для них иконой и уже никакими силами нельзя опровергнуть содержащуюся в нем лживую информацию - все будет упираться в конспирологию "раз удалили - значит правда!".
    Также неэффективно публиковать отдельное опровержение. Опровержение априори читают гораздо меньше, чем исходный материал. По возможности развенчание должно быть в самом материале.
    .
  3. Тролли и боты. Это одна из самых важных частей антивакцинаторской "экосистемы". Дело в том, что упоротых фанатиков, готовых часами писать чушь о вакцинах в Интеренете и соцсетях, не так уж и много. "Тихие" антиваксы не видны публично и не разносят свои мыслевирусы на широкую аудиторию. Именно тролли и боты обеспечивают этому движению видимость глобального размаха и делают его настолько социально опасным.
    На сегодня безоговорочно доказано, что львиная доля антивакцинаторских информационных вбросов - это намеренно созданный и хорошо проплаченный контент! Основных генераторов этой заразы три:
    (1) Российские ольгинские боты, которые раскачивают любые социально-острые темы, в том числе и тему прививок. Их цель - сеять раскол и внутренние противоречия в обществе, прививки как таковые им до лампочки. Их, в частности, уличили в нагнетании истерии перед выборами в США, а в Украине они обильно пасутся во всех постах о прививках в фейсбуке. В частности, именно они бурно комментируют материалы "бизнесменов" и "хайполовов", создавая видимость безудержной всенародной поддержки.
    (2) Организации антивакцинаторов "World Mercury Project" и "Stop Mandatory Vaccinations", которые занимаются краудфандингом антипрививочной пропаганды и массово размещают дорогую платную рекламу с антипрививочной агитацией.
    (3) Гиперпродуктивные анонимы, наподобие ЖЖ-юзера amantonio, генерирующие вранье и искажающие данные научных исследований в поистине промышленных масштабах. Есть обоснованные подозрения, что такие персонажи, на самом деле, тоже сидят на зарплате у кого-то из первых двух категорий.

    Методы борьбы: Жалобы на фейковые эккаунты практически бесполезны, поскольку на каждый забаненный экаунт тут же возникает десять новых, с теми же операторами. Единственный действенный метод - разъяснять мыслящим пользователям как распознавать троллей и ботов и демонстрировать, что их любимые спикеры-антиваксы бурно поддерживаются именно русскими троллями на ФСБшной зарплате, а вовсе не толпами реальных людей, как могло бы показаться.
    В целом же борьба с троллями и ботами должна вестись глобально, на уровне самих соцсетей и медиаплощадок.

Теперь пару слов о том, как антивакцинаторы воспринимают медийное освещение больной для них темы. В их среде крайне сильно ощущается стремление к легитимизации их мракобесной позиции. Они постоянно талдычат о том, что "все мнения равноценны" и всячески пытаются протолкнуть повестку, что "не все однозначно" и их горячечные бредни об опасности вакцин должны восприниматься всерьез. Именно поэтому их вожаками становятся такие, как Гула - он представляет их позиции в судах и этим обеспечивает легитимизацию их позиции. Любое появления "своих" на на экранах или в печатных СМИ они воспринимают как победу. Совершенно не важно, в каком контексте им дают слово - "если нам слово дали, то значит считают нашу позицию правильной!". А если, не дай, бог еще и не дают высказать опровержения врачам и ученым, то это вообще перевернулся грузовик с пряниками.

Антипрививочникам не нужна реклама как таковая - они и так уже очень популярны. Им нужна именно легитимизация! И крайне важно им эту легитимизацию не давать, не допускать того, чтобы патологические лжецы и безграмотные мракобесы ставились на один уровень с профессиональными медиками и учеными. Именно поэтому формат материала Бигуса, где антивакцинаторы просто вещали нон-стоп, без всяких комментариев или опровержений, был настоящим кошмаром.

Выводы

Антипрививочная истерия - это комплексная общемировая проблема, которая уже давно не имеет никакого отношения к реальным медико-биологическим аспектам вакцинации. Никаких реальных предпосылок к ее распространению не было и нет. Современное антивакцинаторство - это искусственно созданное явление, лежащее практически исключительно в информационном поле. Оно поддерживается как методами информационной войны, так и стараниями циничных бизнесменов, которые на нем неплохо зарабатывают. Полезные идиоты и адепты теорий заговора помогают его распространению, но не играют в нем ведущей роли.

Предоставлять трибуну для антипрививочной риторики не должно ни одно уважающее себя СМИ и ни одна социально-ответственная информационная площадка. В вопросе вакцинации нет никаких спорных моментов, достойных обсуждения с привлечением антивакцинаторов. Все, что может интересовать или беспокоить "конечного пользователя", может и должно обсуждаться исключительно с врачами и учеными, а не с безграмотными мракобесами и зацикленными адептами теории заговора.

Антивакцинаторы - это не "вторая сторона дискуссии" и "не альтернативное мнение", поскольку нет никакой дискуссии и никаких разных мнений! Есть, с одной стороны, твердо установленный научный консенсус о необходимости прививок, а с другой - злонамеренное распространение лжи и дезинформации, чреватой человеческими смертями. Вранье, манипуляции и тезисы, навязываемые солдатами информационной войны, априори не могут быть "стороной дискуссии".

Пока СМИ, журналисты и лидеры мнений не будут хорошо это осознавать, антипрививочный шабаш в Украине будет только усиливаться.



Если вы хотите увидеть материал на какую-то конкретную тему, то вы можете поучаствовать в его создании. Перечислите небольшую сумму (сколько не жалко) на карточку ПриватБанка 5168742223114541 и напишите мне в личные сообщения какая тема вас интересует. А можете просто таким образом сказать спасибо автору.

yesint
Семен Єсилевський

Коментарі доступні тільки зареєстрованим користувачам

вхід / реєстрація

Рекомендації