Религия - как член. Если он у тебя есть — это нормально. Если ты гордишься тем, что он у тебя есть — это тоже нормально. Вот только не надо размахивать им у всех на виду. И уж тем более не надо силком запихивать его в детей!

Интернет-фольклор


У нас очень любят путать причину и следствие. Это прямо таки национальный вид спорта. С особым энтузиазмом причину и следствие путают в последнее время в вопросах религии и церкви. Животрепещущий вопрос томоса сейчас не обсасывает разве что ленивый, но практически никто не осознает, что вся эта активность является борьбой с симптомами гораздо более серьезного заболевания — ползучей клерикализации и архаизации общества — которая может иметь крайне неприятные долговременные последствия.

Сейчас не только верующие, но и многие атеисты, активно включились в бурное обсуждение разборок с московским патриархатом. Их аргументация вполне понятна: церковные дела превратились в важный элемент гибридной войны и просто так отмахнуться от них не получится. Деструктивная роль УПЦ МП в Украине у адекватных людей уже давно сомнений не вызывает. Не нужно быть магистром религиоведения, чтобы понимать: РПЦ в современной России имеет очень слабое отношение к религии и вере. Это важный элемент тоталитарной государственной машины и рупор идеологической пропаганды. УПЦ МП — всего лишь филиал этой идеологической машины и наивно думать, что он будет заниматься исключительно делами духовными, а не соответствующим образом обрабатывать паству политически. С этим нужно что-то делать и с этим, опять же, никто из адекватных людей не спорит.

Как решение проблемы нам преподносится получения «официальной» автокефалии украинской церкви и выход из сферы влияния РПЦ. Эта стратегия, на минуточку, озвучена как официальный политический курс государства. Скорее всего, это действительно ослабит деструктивную идеологическую обработку прихожан и послужит некой весомой вехой в информационной войне. Это, однозначно, хорошо. Но давайте на секунду задумаемся — а ту ли болезнь мы вообще лечим?

Давайте зададимся вопросом — что привело к тому, что идеологическая машина РПЦ пустила такие разветвлённые щупальца в нашем обществе и один ли такой спрут опутывает наше набожное население? По конституции Украина — светское государство. Это значит, что религия у нас должна быть полностью отделена от государственного управления и системы образования. На деле на эту норму конституции плюют с особым цинизмом все, кому не лень, но давайте пофантазируем что бы было, если бы она неукоснительно соблюдались:

  1. Церкви платили бы налоги на общих основаниях, их коммерческая деятельность была официально зарегистрирована и проверялась бы налоговой.
  2. Финансовые потоки церквей и религиозных общин не были бы черной дырой, через которую можно не только отмывать деньги «своих» олигархов, но и беспрепятственно финансировать антигосударственную деятельность из-за рубежа.
  3. Церковь не имела бы прямого доступа к школам и местным органам власти. Она не принимала бы прямого участия в формировании государственной политики и не считалась бы каким-то особым авторитетом в вопросах, не связанных прямо с религиозными ритуалами. Попы не принимали бы такого большого участия в воспитании детей и, не могли бы настолько безнаказанно заниматься идеологической и политической пропагандой.
  4. Церкви и священники не были бы недосягаемыми для правоохранительных органов, а СБУ занималось бы попами-провокаторами как положено, без оглядки на бороды и рясы.

В таком идеальном мире у РПЦ было бы куда меньше шансов развернуть в Украине подрывную деятельность просто потому, что ее было бы очень тяжело скрыть и замаскировать. Кроме того, если бы Украина была светским государством на деле, а не на словах, то любая церковь имела бы куда меньший вес и авторитет в глазах людей, а вести пропаганду и деструктивную деятельность через не особо авторитетный институт не особо и эффективно.

Отсюда прямо следует вывод: сегодняшняя ситуация с негативным идеологическим влиянием УПЦ МП — это всего лишь симптом более глобальной болезни, которая называется архаизация и клерикализация общества. Корень зла не конкретно в русской церкви, а в том, что наше общество в принципе сильно зависимо от церкви!

Даже если мы уйдем из прямой сферы влияния РПЦ, то от влияния нашей родной «белой и пушистой» УПЦ мы не уйдем никуда. Меня всегда искренне смешили рассуждения о том, что «наша-то украинская церковь априори не может ничем навредить государству!». Ха-ха три раза! По уровню наивности эти заявления сродни сказкам о том, что человек говорящий на украинском не может не быть настоящим патриотом, а тот кто носит вышиванку, никак не может быть вражеским агентом. Достаточно вспомнить, что одна из беспроигрышных тактик в современной геополитике — финансирование радикальных националистов. Примеры приводить не буду — вы их сами прекрасно знаете. Куда уж патриотичнее чем радикальные националисты, правда? А в интересах врага их используют просто на ура. Что мешает аналогично использовать безмерно патриотичную «национальную» церковь? Да ничего! Более того, это даже выгоднее и результативнее чем содержать своего собственного «спрута». Ведь уровень доверия к «своим» попам намного выше, чем к «чужим», а значит и транслировать нужные месседжи через них — как два пальце об асфальт.

Церковь — вообще прекрасный инструмент воздействия на массы внутри страны. Ее можно использовать для пропаганды текущей идеологии и восхваления власти, для создания образа внешнего или внутреннего врага, для оправдания, или наоборот, дегуманизации отдельных социальных групп. Для любого политика-популиста искушение прибрать к рукам такой мощный ресурс непреодолимо.

Для успешного использования церкви в политических целях нужно не много. Нужно всего лишь добиться максимально возможной клерикализации общества. Нужно по максимуму внедрить церковь в органы власти на всех уровнях, сделать консультации с духовенством обязательными для принятия политических и управленческих решений, привить детям со школьной скамьи мысль о том, что именно попы являются непогрешимыми моральными авторитетами и носителями мудрости, сделать церковь обязательным элементом государственной политики и повседневной жизни. Короче говоря, нужно сделать в точности то же самое, что делают сейчас в России!

А теперь оглянитесь вокруг:

Этот список можно продолжать еще долго. Клерикализация и профанация светского характера государства наступает с неумолимостью парового катка. Мы с энтузиазмом боремся с негативным влиянием российской пропаганды, по ходу превращаясь в такое же религиозно-скрепное государство как Россия. Мы скатываемся в мракобесие на радость не только врагам, но и «родным» популистам и манипуляторам — ведь тёмным и набожным населением намного легче управлять, чем образованным и критически мыслящим.

Так и хочется крикнуть: отберите уже у наших альтернативно одарённых политиков скотч! Они постоянно им что-то не туда приматывают. Сейчас, вот, упорно пытаются примотать религию к школе и государственной власти, когда надо бы им самим себе примотать ко лбу конституцию. Им вообще нельзя давать в руки никакие липкие предметы кроме, разве что, липучки для мух.

Перед выборами такой нездоровой херни будет становиться все больше и больше. Лично я проголосовал бы за первого политика, который объявит приоритетами государства образование, науку и инновационную экономику, но пока что нам предлагают исключительно лубочную аграрную архаику, популизм, шароварщину и иконы. Может всё-таки стоит строить современное рационально мыслящее общество, а не архаичный набожный хутор, размером во всю страну?