Предрассудки и глупая эволюция

Вы будете смеяться, но предрассудки — это одна из основ человеческого поведения. То, что мы называем предрассудками — это не более чем автоматическое повторение тех реакций и действий, которые однажды уже оказались эффективными в похожей ситуации. Это отличная и фантастически эффективная штука в суровых условиях африканской саванны, где жили наши далёкие предки. Если человек случайно смог отогнать леопарда, замахнувшись на него палкой, то в следующий раз он уже не будет тратить драгоценные доли секунды на обдумывание ситуации, а сразу же повторит этот эффективный манёвр. Тот, кто тормозит, будет цинично съеден. Соответственно, выживают те, кто склонен повторять заученные удачные действия.

Повторение действий, однажды бывших эффективными, работает далеко не всегда. Проблема в том, что очень легко перепутать эффект от самого действия со случайным совпадением. Если во время засухи после танца шамана пошёл дождь, то все племя будет потом столетиями, ничтоже сумняшеся, плясать для вызова дождя. Сам танец совершенно неэффективен, но человеческое сознание увидело причинно-следственную связь там, где её в помине не было и запустило механизм стереотипного повторения.

Это может показаться далеко не очевидным, но предрассудки являются примером того, что биологическая эволюция не ищет оптимальных или универсальных решений. У эволюции нет никакой «цели» или «долговременной стратегии», естественный отбор всегда идёт путём оптимизации сиюминутных потребностей организма. Если в условиях первобытной саванны стереотипное повторение удачных действий чаще работало, чем не работало, то оно будет закреплено отбором и «зашито» в наш мозг. Не важно, будет ли такое поведение желанным и эффективным в будущем — сиюминутная оптимизация уже произошла.

Человек давным-давно переселился из саванны в современный мегаполис, но наш мозг остался все тем же и мы все так же склонны к предрассудкам. Чем больше цивилизация развивается технически и уходит от первобытных условий, тем больше эта древняя адаптация становится проблемой.


Предрассудки у животных

Предрассудки появились гораздо раньше, чем обезьяны начали слезать с деревьев и эволюционировать в сторону человека. Они есть даже у птиц. Известный психолог Беррес Скиннер, один из основоположников концепции бихевиоризма, помещал обычных голубей в клетку с кормушкой, в которую, в случайные моменты времени, выпадала пища. Он обнаружил, что голуби очень быстро начинают повторять те движения, которые они, по случайному стечению обстоятельств, совершали в момент появления корма: «один голубь бегал кругами против часовой стрелки, другой бился головой об угол клетки, четвёртый и пятый совершали регулярные вращения головой». Это явление было названо «голубиными предрассудками». Найдите десять отличий с ритуальными танцами для вызова дождя или с необходимостью плевать через левое плечо при виде чёрной кошки. Подсказка: принципиальной разницы нет.

Предрассудки сильны и у наших ближайших родственников — обезьян. По многим источникам кочует описание следующего эксперимента: Если поставить в вольере стремянку и подвесить над ней банан, то обезьяны тут же начнуть предпринимать попытки залезть на лестницу и достать его. Однако при этом их каждый раз окатывают водой из шланга, что для обезьян крайне неприятно (они боятся воды). Все обитатели вольера очень быстро усваивают урок и перестают покушаться на банан. Если теперь заменить половину обезьян новыми, то старожилы начнут сами стаскивать новичков с лестницы как-бы говоря «не лезь туда, там плохо!». Постепенно заменяя обезьян в вольере можно легко добится того, что животные, никогда в жизни не подвергавшиеся окатыванию водой, не видившие этого и вообще не знающие, что это когда-то практиковалось, будут продолжать учить новичков соблюдать «табу».

Disclaimer: в комментариях подсказали, что этот эксперимент с обезьянами может, на самом деле, быть вымышленным или искаженным, так что лучше ссылаться на него как на метафору, а не как на строгий научный факт.


Куриная ножка и побелка деревьев

По Интернету гуляет очень поучительная история про куриную ножку. Проверить ее правдивость сложно, но как иллюстрация она работает отлично. Молодая девушка вышла замуж и ее муж как-то спросил ее, почему она всегда ломает пополам куриную ножку, когда варит суп. Девушка честно ответила, что так ее научила мама и она никогда раньше не задумывалась, зачем это нужно. Действительно, сломать сырую куриную ногу не так уж просто, а на качество супа эта процедура никак не влияет — у других хозяек он получается не хуже. Более того, никто из ее друзей и знакомых никогда так не делал. Начатое «расследование» показало, что этот странный ритуал передавался в её семье из поколения в поколение, но никто никогда не интересовался его смыслом. Наконец, любопытной девушке удалось найти очень старую родственницу, которая еще помнила ее прабабку, жившую до революции. Многодетная семья прабабки жила настолько бедно, что у них в хозяйстве была одна единственная маленькая жестяная кастрюлька. Куриная ножка в нее просто не влезала и ее приходилось ломать пополам. Этот обычай прожил четыре поколения и никто ни разу не поинтересовался его смыслом, которого в нем давным-давно не было! Сравните с «обезянним запретом» залезать на лестницу.

Еще один похожий предрассудок — побелка деревьев весной. Дворники и коммунальщики всегда очень рьяно занимаются побелкой стволов деревьев и дорожных бордюров, но никто из них не в состоянии объяснить зачем это нужно. Их начальники, вплоть до мэров городов, тоже не могут сказать об этом ничего внятного. Считается, что это, якобы, защищает деревья от вредителей, а бордюры белят «потому, что красиво».

На самом деле, по наиболее правдоподобной версии, эта традиция появилась во время второй мировой войны. Белые стволы были хорошо видны водителям в темноте и позволяли ночами перебрасывать технику по дорогам не включая фары и не нарушая светомаскировку. После войны она стала просто ритуалом, о смысле которого никто не задумывается. Миф про «защиту деревьев от вредителей» придумали уже потом, чтобы как-то оправдать перед самими собой эти совершенно бессмысленные действия.

По поводу «защиты от вредителей» специалисты говорят следующее:

«Сама по собі побілка дерев не захищає їх ані від шкідників, ані від перепадів температур. Для захисту існують спеціальні пояси для вловлювання шкідників, сітки від зайців (бо вони їдять кору незалежно від того, побілена вона чи ні). Ще існують спеціальні суміші, дежщо схожі на побілку, але іншого складу для профілактичної обробки в умовах високогір'я та інших екстремальних місцях. Те що використовується у нас (а використовується як правило вапно), користі не несе і швидко змивається.»

Кроме того, побелка позволяет отмывать немалые деньги, которые выделяются на зарплату, саму побелку, кисти, ведра, бензин для развозки и т.п. поэтому коммунальщики скорее удавятся, чем перестанут «ломать куриную ножку».


Игра в оправдания

В истории с побелкой симптоматичен факт придумывания «типа рационального» объяснения бессмысленным ритуалам. Люди понимают, что занимаются какой-то странной фигней, но в то же время не могут ею не заниматься, т. к. «так принято» и «так все делают». Этот та же самая уловка мышления, как и в случае с разнообразными религиозными запретами.

Стремление подвести под религиозные ритуалы хоть какую-то разумную базу понятно — в современном мире аргументация «делай так потому что гладиолус» смотрится неубедительно. Верующие смутно чувствуют дискомфорт и пытаются придумать рациональные доводы в пользу своих нелепых ритуальных действий. Если начинать разбираться серьезно, то никакого рационального зерна в религиозных запретах не обнаруживается от слова вообще. Например, очень часто можно увидеть «типа научные» оправдания того, почему мусульмане и евреи не едят свинину. Приведенная по ссылке теория о том, что, дескать, свинину нельзя есть в жарком климате из гигиенических соображений, кочует в разных вариациях уже лет сто и не находит никакого подтверждения.

Мусульмане не едят свинину потому, что ее не ели евреи, откуда мусульмане сплагиатили 90% своих ритуалов. А евреи не ели свинину, потому что гладиолус. Если кто не в курсе, то в иудаизме существует запрет не только на свинину, а на нежвачных копытных в целом: «всякий с раздвоенными копытами... и жующий жвачку из скота – его можно есть». Почему — сие есть таинство великое. Просто потому что.
Кстати, в очень жарких странах вроде юга Китая или Таиланда лопают свинину за обе щеки и знать не знают, что это опасно. Может у древних семитов были какие-то особые скоропортящиеся свиньи? Или, наоборот, не было никаких и эти животные просто казались им какими-то странными и «неправильными»?

Кстати, есть еще один забавный факт: климат в Египте еще жарче чем в Израиле, но это никак не мешало древним египтянам жарить свиные отбивные. Египтяне разводили свиней и спокойно себе ели свинину, по крайней мере во времена нового царства. В то же время, свинья считалась священным животным бога Сета и есть сведения о том, что жрецы запрещали высшему сословию есть свинину, но не не запрещали разводить самих свиней (например, для продажи простолюдинам). Не отсюда ли растут ноги и не сперли ли древние семитские скотоводы этот запрет у соседей?

Кстати, запрет смешивать мясное с молочным в иудаизме также не имеет к профилактике пищевых отравлений никакого отношения. Он возник из вот этого, очень мутного в плане смысла, стиха книги «Исход»:

[Исх.23:19] Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего. Не вари козленка в молоке матери его.

Толкователи обычно привязывают эту фразу к морально-этическим аспектам, но все это выглядит, мягко говоря, притянутым за уши. Поскольку верующие сами не сильно понимали, чего именно от них хочет бог, то, на всякий случай, отказывались смешивать любое молоко и любое мясо, чтобы уж наверняка ничего не нарушить. Со временем эти действия выхолостились в строгое и достаточно обременительное бытовое табу. По-сути одна второстепенная и маловразумительная фраза стала определять быт целого народа в течении многих тысячелетий! Вот вам и сила суеверий.

Если вы думаете, что в других религиях подобного маразма меньше, то не обольщайтесь: притягивание за уши рациональных оправданий бессмысленным ритуалам — это универсальное явление.


Вывод: убей в себе обезьяну!

Предрассудки и суеверия — естественный продукт работы нашего мозга. Это древняя адаптивная программа, которая имела большой смысл в условиях первобытной саванны, но в условиях современного общества является обременительным атавизмом. Предотвратить их появление невозможно — так работает наш мозг. Можно только последовательно и методично выпалывать их из нашего сознания, пользуясь тем, чего не было у наших животных предков — логикой и критическим мышлением.