За последнее время меня очень сильно достали комментарии диванных экспертов широкого профиля, которые с завидным постоянством задают одни и те же вопросы:

  1. В каких ещё странах, кроме Украины, есть Академии Наук, финансируемые их госбюджета?
  2. Какое финансирование эти академии получают в целом и сколько бюджетных денег в год приходится на одного учёного?

Вопросы эти задаются обычно с ехидной издёвкой т. к. комментаторы почему-то уверены, что НАН Украины — организация, не имеющая аналогов в развитых странах и её финансирование надо вообще прекратить т. к. нигде в мире науку из госбюджета не финансируют.

Со всей ответственностью заявляю: эти люди — либо тролли, либо клинические придурки, к тому же забаненные в гугле за тупость.

О том, что все развитые страны мира осуществляют щедрое бюджетное финансирование науки, говорилось уже сотни раз. Тем не менее эти вопросы всплывают снова и снова. Что ж, пусть эта статья будет еще одним ответом.

В каких странах Европы есть Национальные Академии Наук?

Практически во всех. Существует такая организация как Научный Консультативный Совет Европейских академий наук (EACAS), которая является «зонтиком», объединяющим академии наук почти всех стран Евросоюза. В эту организацию входят Академии Наук таких стран: Дания, Эстония, Финдляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания, Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Чехия.

Кроме этого Академии Наук есть в Украине, Беларуси, России и Молдове, но в эту ассоциацию они не входят.

Вывод: наличие Национальной Академии Наук — общая европейская практика.


Финансируются ли академии наук из госбюджета?

Да, финансируются. При этом надо понимать, что административная организация науки в разных странах сильно отличается. Организации с одинаковыми названиями могут иметь разные функции и наоборот, организации с совершенно разными названиями могут быть идентичными по сути.

В Украине НАН — крупнейшая научная организация в государстве и других структур такого размера не существует. В других странах вместо единой «большой академии» может быть куча небольших государственных ассоциаций и обществ. Смысл от этого не меняется — что тут, что там государственные научные структуры получают бюджетное финансирование, просто называются они по-разному.

Например, Немецкая Национальная Академия Наук (она же Леопольдина) — это просто клуб уважаемых ученых и общественных деятелей. Кроме нее есть даже академии отдельных городов, например Академия Наук Гётингена. Эти академии никоим образом не являются аналогами нашей НАНУ. А вот немецкое общество Макса Планка, не смотря на разницу в названии, как раз и является практически полным аналогом НАНУ и по функциям, и по задачам, и по принципу финансирования.

Кроме того, в разных странах могут быть совершенно разные заморочки в формировании структуры госбюджета. Если в Украине все финансирования НАН идёт, грубо говоря, одной строкой, то в других странах оно может быть «размазано» по десятку разных бюджетных программ с заковыристыми названиями. Суть от этого не меняется, но нагуглить общие цифры бюджетного финансирования науки где-нибудь в Словении может быть практически нереально.

В целом в ЕС принята планка в 2% ВВП для бюджетного финансирования науки. Для сравнения в Украине в 2018 г. на науку заложено около 0.2% ВВП.


Пример Германии

Украинская система организации науки довольно похожа на немецкую. Это не случайность. Сто лет назад, когда создавалась наша Академия, её не не мудрствуя, лукаво содрали с тогдашней немецкой модели, считавшейся на то время одной из лучших. За прошедшее время обе системы разошлись в деталях и названиях, но остались похожими по сути.

Что, хорошо в Германии, так это то, что все публичные финансы максимально прозрачны и разложены по полочкам — бери и изучай (есть даже данные на английском языке). В частности финансирование и структурная организация науки в Германии выписаны с немецким педантизмом на этом сайте.

В таблице ниже собраны названия и функции немецких и украинских научных организаций:

Организация в Германии

Функция в Германии

Аналог в Украине

Немецкая Национальная Академия Наук.

Клуб титулованных ученых и заслуженных деятелей культуры и искусства.

Президиумы НАН и отраслевых академий (по крайней мере в теории).

Научные общества Фраунгофера и Гельмгольца.

Прикладная наука на стыке с промышленностью.

Советские отраслевые НИИ (в Украине исчезли), прикладные институты НАН, академии Медицинских и Аграрных Наук.

Научное общество Лейбница.

Практически ориентированные исследования, включая социальные и гуманитарные науки.

Академии Правовых и Педагогических наук (в теории т.к. на практике там сплошная имитация), часть институтов НАН и НАМН.

Научное общество Макса Планка.

Фундаментальная наука.

Большая часть институтов НАН.

Федеральные исследовательские институты

Научные изыскания по заказу министерств и ведомств.

Отраслевые академии и научные подразделения министерств, некоторые институты НАН.

Региональные исследовательские институты

Разнокалиберные исследования (как фундаментальные так и прикладные), финансируемые местными бюджетами.

Аналога нет.

Федерация промышленных исследовательских ассоциаций

Государственный фонд содействия инновациям и исследованиям в малом и среднем бизнессе.

Аналога нет.

Ещё раз подчеркну, что все организации в таблице финансируются из госбюджета Германии или из бюджетов федеральных земель!

Видно, что разбивка по функциям между организациями в Германии и в Украине разная, но если взять все в сумме, то наша НАН с отраслевыми академиями призваны делать то же самое, что все немецкие научные общества и федеральные институты. НАН не перекрывает на 100% функции всех немецких организаций, но так или иначе задействована в их выполнении.

Теперь давайте посмотрим на финансирование.

В 2018 г. НАН финансируется в размере 3.7 млрд. гривен. Из них де-факто выделено 3.2 млрд, а 500 млн. где-то «висят» и неизвестно будут ли они выплачены. Фиг с ним, будем считать по максимуму. 3.7 млрд. гривен — это около 120 млн. евро.

В НАН по официальным данным работает около 30000 человек. Из них научных сотрудников — около половины т. е. их порядка 15000 человек.

Таким образом в Украине на одного научного сотрудника в год приходится финансирование около 8 тысяч евро. Прописью: восемь тысяч евро. Это не просто зарплата, это вообще в целом на все (включая коммуналку, ремонты, оборудование, реактивы, конференции, публикации)из расчёта на одного учёного. Нормальный айтишник со стажем получает такую сумму как зарплату за два месяца, если что.

Теперь Германия. Суммарные расходы бюджета Германии на науку и инновации — порядка 90 миллиардов евро (!) в год по данным 2016 года. На финансирование собственно исследований в академиях идут далеко не все эти деньги — значительная часть расходуется на поддержку инноваций и новых технологий (то что по-английски называется "Development"). Оставшееся непосредственное финансирование разных научных организаций выглядит так:


Бюджетное финансирование, миллиардов евро

Количество учёных в организации, тысяч человек

На одного учёного, тысяч евро

Общество Макса Планка (фундаментальные исследования, близкий аналог НАН)

1.8 (2017 г.)

14

128

Общество Фраунгофера (прикладные исследования)

2.1 (2017 г.)

9

233

Общество Гельмгольца (прикладные исследования)

4.4 (2017 г.)

14

314

Общество Лейбница

1.8 (2016 г.)

9.5

189

Немецкая Академия Наук (аналог президиума НАН)

0.094 (2014 г.)

120 человек :)

78

Федеральные исследовательские институты

1.0 (2015 г.)

4

250

Региональные исследовательские институты

0.22

1

157

Федерация промышленных исследовательских ассоциаций

0.533 в виде грантов иследовательским подразделениям малого и среднего бизнеса (2016 г.)



Таким образом в Германии на одного научного сотрудника в год приходится финансирование в среднем около 218 тысяч евро.

Напомню, что в Украине — 8 тысяч. Это в 27 раз меньше!


На всякий случай, вот вам для сравнения вклад промышленности и бизнеса в научные исследования в Германии и до кучи показатели для университетской науки:


Финансирование, миллиардов евро

Количество учёных в организации, тысяч человек

На одного учёного, тысяч евро

Исследовательские подразделения частных компаний и промышленности

61 (2015 г.)

231

264

Университеты

15.3 (2015 г.)

387

39

В промышленности на одного учёного приходится немного больше денег, чем в бюджетном секторе, но разница незначительная — всего около 20% .

В университетах на одного учёного приходится намного меньшая сумма. Это и понятно — в Германии, как и в Украине, академическая система науки. Университеты играют второстепенную роль. В США или Великобритании все ровно наоборот — почти вся наука сосредоточена в университетах, а во Франции — что-то среднее между этими крайностями.

Это не плохо и не хорошо — это просто разные организационные системы. Ни одна из этих систем не является однозначно более эффективной, поэтому призывы к переносу всей науки в Украине в университеты — шизофренический бред. У нас 100 лет существовала академическая модель науки, такая же как в Германии. Сейчас Германия — мировой научный лидер, а Украина находится в глубокой заднице. Ясно, что дело не в формальной организационной системе, а в тех самых смехотворных 8 тысячах евро в год на одного ученого в Украине против 218 тысячв Германии.


Вывод: Ещё раз, чтобы усвоилось — расходы государственного бюджета на деятельность одного научного сотрудника в Украине в 27 раз меньше, чем в Германии.

Кто-то ещё хочет что-то сказать про неэффективность украинских учёных? Может про причины отсутствия нобелевских премий поговорить хотите? Может спросите, почему все молодые сваливают ударными темпами? Нет, не хотите, все понятно? Вот и славно!