Знатоки «Игры престолов» хорошо знают девиз дома Грейджоев — «мы не сеем». Он хорошо и ёмко характеризует брутальных морских разбойников.
У нашей системы образование вполне может быть очень похожий девиз — «мы не отсеиваем». Он хорошо и ёмко характеризует профанов и имитаторов.
На эту аналогию меня натолкнула подготовка лекции для аспирантов. Дело в том, что введение пару лет назад обязательных лекций по специальности для аспирантов — это яркое проявление отсутствия селекции и отсева как общей болезни всей нашей системы образования.
Аспирант — это человек с полным высшим образованием, который проучился в ВУЗе шесть лет, сдал вступительные экзамены по специальности в аспирантуру и, по идее, должен быть готов к ведению научной работы у своего руководителя. Аспирантура — это практическая школа научной работы, а не продолжение университета с лекциями и конспектами еще на три года.
Если аспирантам нужно читать лекции по специальности, то, простите, что они делали 6 лет в ВУЗе? Что они там пинали? Почему их надо доучивать в аспирантуре? Если они недоучены и ничего толком по специальности не знают, то почему они успешно получили дипломы? Почему их не отсеяли за неуспеваемость?
Тот же самый вопрос возникает при поступлении в ВУЗ. Почему на первом курсе большинство вузов вынуждены доучивать студентов до приемлемого уровня и только потом уже начинать сам университетсткий курс? Что они делали 11 лет в школе? Почему выпустились с хорошими баллами, если их уровень знаний не дотягивает до необходимого? Почему их не отсеяли после 9-го класса, если они не тянут?
Ответ прост и банален — отсеивать бездарей не выгодно. И школы и университеты заинтересованы в количестве, а не в качестве т.к. оплата учителям и преподавателям идет от «поголовья», а не от успеваемости. Если начать отчислять тупых по всем правилам, то старшие классы уполовинятся, а в университетах останется хорошо если пятая часть первокурсников-бакалавров и десятая часть часть магистров. Но отчислять нельзя — начальство прямо запрещает. Натягивая тройки, делай что хочешь, но поголовье должно быть сохранено во имя финансирования!
Отсутствие отсева — верный признак имитационного характера образования. ВУЗы имитируют обучение, студенты имитируют, что учатся. А мы потом аспирантам лекции читаем — имитируем их подготовку к самостоятельной научной работе.