Учитывая то, что Александр Невский причислен российской православной церковью к лику святых, сегодня некоторые российские публицисты, в том числе и человек, похожий на Путина, пытаются отбелить его личность, отвергая исследования многих российских историков прошлого и настоящего. Эта статья составлена на основе российских источников.
Итак, Владимирское княжество вошло в состав Золотой Орды и находилось там до 1480 года. Провинциальная Москва тогда была центром сбора дани, а московские князья получали ярлык на княжение от хана Золотой Орды на титул Великий князь Владимирский. После того, как на Владимирское княжество был посажен младший брат Юрия Долгорукого — Ярослав Всеволодович, он отдал хану Батыю своего восьмилетнего сына Александра Ярославича (названого позже Невским) в аманаты (то есть заложники). Александр пробыл в Орде у Батыя до 1252 г. и, усвоив весь строй и обычаи Золотой Орды, стал андом (кровным братом) сына Батыя Сартака, женился на дочери хана и впоследствии стал верным слугой Золотой Орды, за что и получил ярлык на Владимирское княжество (1252-1263).
Художник Михаил Полетаев. «Побратимы». Александр Невский и Сартак.
Его власть была минимальной, поскольку Ханом Батыем для руководства княжеством (улусом) назначался наместник — большой баскак, а на местах — удельные баскаки. Основным же заданием Александра было сбор обременительной дани с Владимиро-Суздальськой и Новгородской земель в пользу своих хозяев и подавление протестов. Сегодня в число его заслуг приводят абсурдный пример, что, якобы при его княжении не было нашествия татар. Это только частично является правдой, и пример абсурдный потому, что не было необходимости делать масштабные набеги, если эти земли, во-первых, и так находились в составе Орды, а во-вторых, Александр, как верный ордынский холуй, в пользу Орды собирал обременительную дань и жестоко расправлялся со своим народом, выступавшем против монголо-татар. К тому же он сам привлекал монголо-татар к подавлению восстаний. Цитата: «Вот князь Александр Невский избивал и мучил людей совсем не меньше, чем татары». (Газета «Аргументы и факты» № 46, 1997 год, стр. 14 статья Юрия Афанасьева, ректора российского Государственного гуманитарного университета).
«Александр Невский… Герой, святой, наше знамя… Он сказал татарам: я вам соберу дани больше, чем вы сможете. Но за это подмогните побить моих соседей. Подмогли и побили. И дали ему титул великого князя…» (святого у православных) (Ю.Афанасьев, «Общая газета»).
«Александр Невский был первым из великих князей русских, который вместо сопротивления татарам пошел на прямое сотрудничество с ними. Он начал действовать в союзе с татарами против других князей: наказывал русских — в том числе и новгородцев — за неповиновение завоевателям, да так, как монголам даже не снилось (он и носы резал, и уши обрезал, и головы отсекал, и на кол сажал)» (Юрий Афанасьев, журнал «Родина»)
Ю. Афанасьев говорит «о глубочайшем различии между галицкими и московскими князьями». Московских князей он характеризует как «подлых и коварных коллаборационистов, которые, выступив на стороне татар, казнили и угнетали свой народ хуже, чем любые завоеватели„, а М. Сокольский, утверждая, что Александр Невский «жестоко исковеркал историческую судьбу» русского народа, противопоставляет Александру Невскому князя Даниила Галицкого. Вот, мол, по какому пути надо было вести народ, вводить его в русло западной цивилизации.
С 1240 по 1243 годы южнорусские князья отказывались и упорно сопротивлялись ехать на поклон в Орду. На севере Новгородские земли, Полоцкое, Турово-Пинское и Смоленское княжества избежали татарских погромов и сохранили людские ресурсы. В 1250 году Даниил Галицкий выдал замуж свою дочь за великого князя Владимирского Андрея (брата Александра), скрепив, таким образом, тайный военный союз против татар, к которому присоединился еще и Ярослав тверской. Вот Александру вместе с Даниилом Галицким и южнорусскими князьями да и объединить бы силы и покончить с монголо-татарским игом, но он, ради личных шкурных интересов, выбрал путь предательства, угнетения своего народа и ползания на коленях перед ордынцами. В 1252 году Андрей предложил брату присоединиться к союзу против татар, но Александр донес на него хану. Александр донес и на Даниила Галицкого, после чего хан послал орду Куремсы на Даниила. За верную службу хан наградил Александра Владимирским княжеством, где до этого княжил его брат.
Художник Николай Коротков. Александр Невский в Каракоруме.
Обратимся к трудам Льва Никола́евича Гумилёва —российского учёного, историка, археолога, востоковеда, географа и этнолога, который в книге «Древняя Русь и Великая степь» (СПб. Кристалл, 2001), на стр. 482 писал: «В 1251 г. Александр приехал в орду Батыя, подружился, потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приемным сыном хана и в 1252 г. привел на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем».
В книге «В поисках вымышленного царства...», стр. 132-133. Гумилев описывает обряд братания Александра и Сартака: «У древних монголов бытовал трогательный обычай братания. Мальчики или юноши обменивались подарками становились андами, назваными братьями. Побратимство считалось выше кровного родства; анды — как одна душа: никогда не оставляя, спасают друг друга в смертельной опасности. Этот обычай использовал Александр Невский. Побратавшись с сыном Батыя, Сартаком, он стал как бы родственником хана».
Художник Филипп Москвитин. «Св.князь Александр Невский и хан Сартак в Орде».
Алексей Кузьмич Югов, российский историк и писатель в издании «История Отечества в романах, повестях и документах» под названием «Александр Невский» (М.: «Молодая гвардия», 1983), (стр. 202) наводит пример разговора Бату (Батыя) и Александра: «И перед всеми ими то будет знак, что это ты, возлюбленный зять мой и нареченный сын, а не кто иной, приемлешь после меня и улус мой».
За преданность ордынцам, хан выдавал право на княжение в определенном улусе, что подтверждалось документом, называемом ярлык. К хану нельзя было заходить стоя, а унизительно ползти на коленях.
На гравюре XIX века Владимирский князь Александр на коленях перед ханом Батыем.
На основе гравюры есть и соответствующие картины:
В газете «Известия» от 12 июня 1997 года в статье Константина Кедрова «Все под одним Богом ходим», об Александре сказано следующее: «В учебниках истории приводится эпизод из жития Александра Невского, где новгородский князь с гордостью отвергает предложение папы Римского принять королевскую корону европейского государя из рук римского первосвященника. На самом деле эта гордость обернулась нам боком. Александр Невский, столь гордый с римскими послами, был чрезвычайно смирен и кроток перед татаро-монгольским Ханом. Он покорно ездил в Орду получать ярлык на княжение и, увы пролезал-таки на карачках к ханскому трону, как того требовал обычай Орды. Странный парадокс истории. Принять корону от папы, как все европейские государи, Александр Невский считал для себя позором, а подползать под ярмо и принимать ярлык на княжение от свирепого ордынца позором не выглядело»… Кроме того, он был вынужден беспощадно усмирять в своих владениях любые выступления против татар и собирал дань для Хана, усмиряя соотечественников огнем и мечом“.
Сергей Баймухаметов, российский историк и журналист: в книге „Александр Невский. Спаситель русской земли“ (М., Астрель, 2009) на стр. 54 пишет: „То, что Александр Невский — приемный сын хана Батыя, давно уже аксиома “.
В день празднования так называемого народного единства на прессконференции человек, похожий на Путина, пытясь отбелить личность Александра, произнес очередной исторический бред, мол россия на оккупированных территориях Украины сейчас делает то же, что и Русь при Александре Невском — защищает свою культуру от западных колонизаторов, и что Невский ездил в Орду и „кланялся ордынским ханам, прежде всего чтобы эффективно противостоять нашествию с Запада, поскольку ордынцы не затрагивали языка, традиций и культуры, на что претендовали западные завоеватели“.
При этом дилетант от истории не счел нужным привести хотя бы один случай, чтобы, к примеру, шведы в то время покушались на язык, культуру и традиции подконтрольных территорий, или кому-то навязали свой язык, или что у сегодняшних союзников Украины есть такие амбиции. Тем временем язык россиян времен Орды наполнился ордынским содержанием, к примеру такими словами как кремль, ямщик, ярлык, есаул, караул, хорунжий, кинжал, казна, арбуз, казначей, лачуга, башлык, сарафан, колпак, фата, чулок, сундук, таракан, тюрьма, бадья, бурлак, башмак, деньги, кафтан, базар, болван, башка и множеством других, в том числе и матерными словами.
Поэтому, история подтверждает, что Александра волновали совсем другие ценности, им двигали шкурные интересы, ради которых он готов был пожертвовать и родиной, и народом, и собственным кровным братом.
Михаил Горелик, историк, востоковед, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН об Александре сказал следующее: „Есть такой сатана русской истории — Александр Невский. У него была цель — княжить во Владимире, и ради шкурных интересов он насадил на Руси лютое татарское иго. И сделал это самым гнусным образом — предав брата“. (М. Горелик, „Огонёк“ 19.05.2002г.). В этой же статье М. Горелик объясняет – в чем состояло предательство брата: „монголы осуществляли власть в русских землях «продажей патентов» — ярлыков на княжение. Князья собирались в Орде, и кто больше платил, тот и получал патент на княжение. В эти времена возникла наша неистребляемая коррупция: русские князья, приезжая в Орду, «давали на лапу» всем, вплоть до последнего ханского конюха. Владимирский князь Андрей Ярославич и Даниил Галицкий пытались как-то монголам противостоять: Даниил от них вполне успешно отбивался. А Невский всех предал, настучал в Орду, привел с собой Неврюеву рать, которая была хуже Батыя“.
Таким образом, причиной конфликта Александра с братом Андреем были шкурные интересы Александра. Их отец князь Ярослав Всеволодович великое княжение завещал Андрею, но, поскольку власть хана Батыя была весомее, хан пообещал великое княжение Александру. Александр приполз на коленях к Батыю и выпросил у него ярлык на великое княжество. Тогда Батый послал на князя Андрея Ярославовича своих ордынцев. Войско Андрея было разбито, а сам он с женой, детьми и оставшейся дружиной, через Новгород, Псков и Колывань (Таллин) уехал в Швецию. Другой брат, Ярослав Ярославович, не желая ползать на коленях перед ордынцами, уехал в Псков. Неврюй 15 мая 1252 года взял штурмом и разорил Переяславль-Залесский, где была убита жена Ярослава Ярославича и взяты в плен дети Михаил и Святослав Ярославичи. Погиб также воевода Жидислав. В Орду было уведено „бещисла“ людей, коней и скота.
Ярослав Ярославович продолжил борьбу против монголов, придя в 1255 году в Новгород, но Александр с помощью орды восстановил свои позиции.
Сергей Михайлович Соловьев, российский историк; профессор Московского университета, ректор Московского университета, академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук в научном труде „История России с древнейших времен. Том III.“ предательство Александром брата Андрея описывает так: „В 1250 году Андрей вступил в тесную связь с Галицким, женившись на его дочери; а в 1252 году Александр отправился за Дон, к сыну Батыеву Сартаку с жалобою на брата, который отнял у него старшинство и не исполняет своих обязанностей относительно татар. Александр получил старшинство, и толпы татар под начальством Неврюя вторглись в землю Суздальскую. Андрей при этой вести сказал: «Что это, Господи! покуда нам между собою ссориться и наводить друг на друга татар: лучше мне бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им». Поэтому Андрею Ярославичу, бедному, пришлось бежать к шведам.
Художник Павел Риженко. Сартак и А. Невский.
Николай Журавлев (интернет-журнал «Арба»), поставил логичный вопрос: «Можно ли считать великим национальным героем татарского прихвостня, капитулянта и коллаборанта по имени Александр?.. Человека, который своим руками насаждал иноземное господство, призывал на собственных братьев монгольские рати (главным русским князем его поставила именно Неврюева рать, науськанная им на старшего брата Андрея)… побратался с Сартаком Батыевичем, а потом подписал с Берке все условия вассальности и данничества… После чего не стеснялся водить свои дружины против несогласного с этим русского населения… Как судить о народе, который сам себе придумал, высосал из пальца и поставил в главные национальные герои и символы фигуру, которую, как ни крути, иначе, чем предателем не назовешь?»
«Русский народ, русская свобода были преданы и проданы изнутри. Они стали жертвой своего рода заговора. И ключевой фигурой его был русский „национальный герой“ Александр Невский… Именно от него исходила идея исторического предательства, именно им-то и принято было роковое решение отдать Русь азиатским пришельцам ради установления деспотической системы власти. Позор русского исторического сознания, русской исторической памяти в том, что Александр Невский стал… знаменем того самого народа, чью историческую судьбу он жестоко исковеркал». (М. Сокольский. «Неверная память», Москва. 1990) Издательство «Московский рабочий».
Комплиментарно комментируя исследования Сокольского, Борис Сергеевич Орлов (доктор историеских наук, профессор, главный научный сотрудник ИНИОН РАН) пишет: «Князя Александра неоднократно изгоняли за его жестокие репрессии жители Новгорода. В результате этих событий и тесного знакомства с порядками в Орде, в ставку которой он приезжал неоднократно, князь Александр пришел к выводу, что деспотическая система властвования по азиатскому образцу может обеспечить ему неограниченное господство». (Б. С. Орлов. Размышления, сообщения, комментарии. Россия на перекрестке идентичностей).
https://cyberleninka.ru/article/n/rossiya-na-perekrestke-identichnostey/viewer
Валентин Лаврентьевич Янин. Доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии исторического факультета МГУ. : «Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил на Новгород, который никогда не был завоеван татарами, татарскую власть. Причем, выкалывал глаза несогласным новгородцам. И много за ним грехов всяких». «Аргументы и факты». 05.05.2010.
https://aif.ru/society/history/valentin_yanin_aleksandr_nevskiy_byl_greshnikom
Битвы Александра («невская битва“, или „битва на чудском озере“), значения которых сильно преувеличено и обросло домыслами – это отдельная тема, которой российские исследователи исторических фейков также приурочили много научных работ. Одним из многих примеров разоблачения фейковых подвигов Невского является московский историк Евгений Понасенков:
Это правда, что при Александре Орда была снисходительна к церкви, которая проповедовала покорность перед монголами, но о том, каким христианином был Александр, сводный брак Сартака, которого российская православная церковь сделала святым, а художники рисуют рядом со знаменами христианского характера, можно судить по шлему Александра Невского, который хранится в Оружейной палате московского Кремля. На нем вокруг остроконечной верхушки – надпись из Корана, священной книги мусульман. Это фрагмент 61-го аята 13-й суры Корана, который в переводе звучит приблизительно так: „Обрадуй правоверных обещаньем помощи от Аллаха и близкой победы“.
- 1252 год. Александр получил от Хана ярлык на великокняжеский Владимирский стол и при помощи войск сводного брата Сартака совершил опустошение Суздальской земли, сверг брата Андрея, ограбил народ и истребил восставших.
- 1257 год. Князь Александр опять привел татаро-монгольские военные отряды в Суздальскую землю для проведения подушной переписи во Владимирском Улусе, необходимой для введения нового вида дани — подушной. Народ протестовал, поэтому бунтующих людей уничтожал безжалостно.
- 1257-58 год. В зимнее время князь Александр повел татаро-монгольские отряды в Новгородскую землю, чтобы для подушной дани провести перепись населения и установить новые виды налога: тамгу и десятину. А в Новгороде княжил его сын Василий, который не желал, как его отец, ползать перед ордынцами на коленях и угнетать свой народ. Вспыхнуло народное восстание. Ордынцев вёл его отец Александр. Василий назвал отца предателем, и при приближении ордынцев, не желая видеть отца и тем более с ним воевать, сбежал в Псков. В связи с тем, что много людей убежало в леса, перепись населения не состоялась. Разгневанный Александр выгнал сына из Пскова и отправил его во Владимиро-Суздальское княжество. Вслед за этим Александр казнил бояр – советников своего сына, которые по его мнению подбили Василия на неповиновение монголо-татарам и отцовской воле. По словам летописца, тех кто „Василья на зло повел, овому носа урезаша, а иному очи выимаша“. Новгородцы за это убили Александрова ставленника посадника Михалко Степанича.
- 1259 год. Александр Невский вторично привел татаро- монгольские войска к Новгороду. Город был полностью окружен и блокирован. Под страхом полного уничтожения Орда, наконец-таки, покорила новгородцев. Монголо-татары только при помощи Александра смогли покорить Великий Новгород. Сын Александра Василий больше нигде не княжил, а на его место в Новгороде Александр назначил другого своего сына – Дмитрия.
- 1262 год. На почве недовольств при сборе дани вспыхнул бунт в Суздальской земле. Монгольская орда при личном участии Александра подавила бунт. Князь Александр принимал личное участие в подавлении бунтов в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле. Воины Александра не хуже татар отрезали пальцы, уши и носы, секли кнутом и ослепляли.
- 1263 год. Однако монгольские баскаки остались недовольны верным служением Александра. Во — первых, они требовали еще больше дани, которую для Орды со своего народа собирал Александр, а во — вторых, во время бунтов пролилась монгольская кровь, и ордынцы решили, что Александр плохо справляется со своими обязанностями. Его срочно вызвали в Орду. Там Александр заболел (возможно отравили), и, хотя ему удалось успокоить хана Берке и пообещать ему тщательнее грабить свой народ, по дороге назад он умер.
***
Таким образом, закончил он свою жалкую жизнь, угнетая свой народ, ради шкурных интересов предавая других князей Руси и ползая перед ордынцами на коленях. Личность Александра Невского является ярким примером, как с помощью церкви и кремлевских пропагандонов путем фейков, лжи и манипуляций, из эгоиста, русофоба, тирана, ордынского холуя, предателя Руси и кровных родственников, можно сделать святого, патриота, примерного христианина, народного любимца, спасителя и национального героя.