Основой православия является автокефалия (авто-сам, кефал-голова). Это означает, что в каждой стране православная церковь независима. Автокефальная Православная Церковь — это поместная Православная Церковь, в юрисдикцию которой входит определенная территория, на которой не должны действовать другие поместные Церкви без согласия предстоятеля церкви. Согласно Апостольским правилам и правилам Вселенских соборов, каждое независимое государство имеет право на свою независимую Церковь. При этом константинопольский патриарх у православных считается старшим среди равных и выступает в роли верховного судьи.
Право первой признать автокефалию принадлежит Церкви-Матери, но, как мы знаем из истории, Московия захватила и территорию, и церковь наших предков, поэтому долгое время украинцы не имели своей независимой канонической церкви. На территории Украины существовала церковь УПЦ МП (Украинская православная церковь. Московский патриархат) – русская церковь в Украине с правами широкой автономии, хотя в каноническом праве такое образование отсутствует. Так называемая широкая автономия была первой неудачной попыткой скрыть свою российскую сущность. Тем не менее, в уставе Русской православной церкви в 10-й главе о филиале церкви в Украине сказано следующее:
«В своей жизни и деятельности Украинская Православная Церковь руководствуется Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1990 года „Об Украинской Православной Церкви“, Грамотой Патриарха Московского и всея Руси 1990 года и Уставом Украинской Православной Церкви, который утверждается ее Предстоятелем и одобряется Патриархом Московским и всея Руси… Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается епископатом Украинской Православной Церкви и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси… Имя Предстоятеля поминается во всех храмах Украинской Православной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси... Украинская Православная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси..» Формально (де-юре) эта церковь называется просто УПЦ, а буквы МП употребляются, чтобы понимать, о какой церкви идет речь де-факто.
В 1992 году проукраинского митрополита Филарета отстранили от должности и назначили митрополита из Ростова – Владимира Сабодана (сейчас этот сан занимает член Священного синода Русской православной церкви – митрополит Онуфрий).
Тогда Филарет создал украинскую церковь – УПЦ КП (Украинская православная церковь Киевского патриархата). В ответ РПЦ и УПЦ МП издали акт лишения сана и отлучение от церкви Филарета. С точки зрения церковного права статус Филарета и УПЦ КП был действительно неканоническим, и по этой причине многие верующие УПЦ МП не переходили в УПЦ КП.
Так было до января 2019 г., когда вселенский константинопольский патриарх Варфоломей I вручил томос об автокефалии Православной Церкви Украины митрополиту Киевскому и всей Украины Эпифанию. До этого Константинопольский патриарх отменил грамоту 1686 года о подчинении украинской церкви московскому патриархату. Тогда Москва вынудила Киевский престол отдать своему патриарху. В Константинополе эта проблема тогда решалась с помощью больших взяток, поскольку тамошние патриархи находились в затруднительном положении под властью Османской империи. Только в 2018 году Константинопольский патриарх Варфоломей окончательно отменил это печально известное решение своего предшественника, Дионисия IV.
Относительно каноничности и законности Томоса, основания были следующие: Вселенский патриархат, руководствуясь Священными канонами (включая 9-й, 17-й и 28-й каноны IV Вселенского собора, 36-й Канон Трулльского собора и 1 Канон собора от 879/8 , который был проведен в церкви Святой Софии в Константинополе), взял на себя ответственность за предоставление Томоса об автокефалии всем новым церквям (в том числе и Украинской церкви), превратив их в автокефальные архиепископства или патриархаты, без обсуждения или сотрудничества в этом вопросе с другими церквями. До этого такой статус получили восемь церквей (румынская, болгарская, сербская, элладская, албанская, польская, чехо-словацкая, грузинская).
В Томосе указано, что украинская церковь является «канонически автокефальной, независимой и самоуправляющейся, имея Первого в церковных делах и признавая каждого канонического ее Предстоятеля, носящего титул „Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины“, – не допускается какого-либо дополнения или вычитания из него без разрешения Константинопольской Церкви, который является главой Святейшего Синода, который ежегодно созывается из Архиереев, приглашаемых по очереди по их старшинству, из числа имеющих епархии в географических границах Украины, таким образом будут управляться дела Церкви в этой стране, как провозглашают божественные и святые Каноны, свободно и в Духе Святом, и беспрепятственно, без всякого другого внешнего влияния».
Что касается критики УПЦешников, что церковь названа духовной дочерью Патриаршего престола, то это не отменяет ее провозглашенной автокефальности, поскольку ограничение касается только того, что украинская церковь «не может ставить епископов или основывать приходы за пределами государства», и это вполне логично, потому что канонические полномочия в Диаспоре принадлежат Вселенскому престолу, а «юрисдикция Украинской церкви ограничивается территорией Украинского Государства». Для прихожан этот вопрос никак не влияет на ихние духовные потребности.
После подписания томоса, кроме Константинопольской церкви, статус ПЦУ признали Александрийский патриархат, Кипрская православная церковь, Элладская православная церковь и де-факто Румынская православная церковь.
Также признание поместной украинской церкви в ближайшее время вероятно со стороны Грузинской, Болгарской и Албанской церквей. Вселенский патриархат внес Православную церковь Украины в диптих поместных православных церквей. Таким образом, вопрос каноничности отпал. Украинцы получили свою каноническую автокефальную церковь – ПЦУ (Православная церковь Украины).
В апреле 2021 года предстоятель ПЦУ митрополит Эпифаний отметил в интервью украинским СМИ, что все православные церкви в Украине принадлежат ПЦУ, поскольку Московский патриархат в свое время аннексировал их в 17 в. После начала российского вторжения в Украину из УПЦ МП в ПЦУ перешли около 700 приходов. В общей сложности, через четыре года после объединительного собора к ПЦУ присоединились почти 1,5 тысячи религиозных общин.
После нападения российской империи на Украину духовники УПЦ МП поняли, что украинцы не позволят у себя на территории филиала церкви захватчиков, и 27 мая 2022 года провели собор, где из устава УПЦ были удалены упоминания о зависимости от русской церкви, кроме ссылки на грамоту, изданную патриархом Алексием в 1990 году.
Но грамота, которую им в 1990 году вручил патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ, предусматривает, что УПЦ сочетается с мировым православием через РПЦ Цитата: «Украинская Православная Церковь, соединенная через нашу Русскую Православную Церковь с Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью, без соборного решения всей Православной Кафолической Полноты да не изменяет у себя ничего, что касается догматов веры и святых канонов». Также эта грамота предусматривает, что «Украинская Православная Церковь будет управляться согласно Божественным и священным канонам и унаследованным от святых отцов обычаям Кафолической Православной Церкви и определениям этого Архиерейского Собора». А определение этого Собора в свою очередь предполагает, что:
Предстоятель Украинской Православной Церкви избирается украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.
Митрополит Киевский и всея Украины как Предстоятель Украинской Православной Церкви является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.
Также анализ устава Русской православной церкви доказывает, что в соответствии с разделом X настоящего документа УПЦ является самоуправляемой церковью в составе РПЦ, а архиереи УПЦ являются членами руководящих органов этого религиозного объединения, а именно Поместного и Архиерейского соборов РПЦ (пункт 9 раздел X).
К тому же Синод УПЦ не обращался с просьбой об автокефалии ни к Московскому патриарху, ни к Вселенскому (Константинопольскому), поэтому и автокефальной (поместной) УПЦ нельзя считать, а священники и дальше продолжают вспоминать имя Московского патриарха Кирилла во время богослужений.
Поэтому попытка скрыть в Уставе УПЦ принадлежность к РПЦ была второй формальной и неудачной попыткой скрыть свою российскую сущность.
Еще одним доказательством зависимости УПЦ от РПЦ является тот факт, что официальная сеть сайтов УПЦ (епархии, монастыри, кафедральные соборы, храмы) работает на веб-ресурсах, адреса которых зарегистрированы в государстве-агрессоре – РФ".
Если сторонники и священники УПЦ МП заявляют, что они – украинская церковь, то им ничто не мешает войти в состав ПЦУ, которая возобновила свою каноничность. Относительно перехода общин от УПЦ к ПЦУ сегодня часть адептов УПЦ вопиют, будто у их верующих отбирают церковь и что они вынуждены молиться дома и т.п. Это откровенная ложь. У верующих храмы никто не отнимает. Все они и дальше могут ходить в те же храмы, молиться тому же Богу под теми же иконами. Возможно, что-то меняется для промосковских попов, отказавшихся переходить в каноническую ПЦУ, а для прихожан ничего не меняется, разве что некоторых любителей песен о "Матушке Руси" будет раздражать украинский язык богослужений.
В конфликте 2023 года со статусом Киево-Печерской лавры, ее настоятель митрополит Павел Лебедь (экс-член пророссийской Партии регионов в Киевском городском Совете, прежде пытался баллотироваться в депутаты от атеистической коммунистической партии, в миру – Паша "Мерседес") и часть его прихожан доказывали, что они украинская церковь и отношения к РПЦ не имеют, однако никто из них на камеру не хочет ответить на вопрос:
- как они относятся к тому, что их церковные правители ездили на поклон к Путину и главе РПЦ и получали от них награды; как они относятся к тому, что патриарх РПЦ Кирилл оправдывает войну России в Украине; почему митрополит Павел согласно 10-й главе Устава РПЦ упоминает Кирилла в богослужениях; почему он отказывается вести богослужение на украинском языке; почему проблемами УПЦ МП занимается не все мировое православие, а только Россия, почему при обысках у священников УПЦ МП найдена русская пропагандистская литература, почему у некоторых из них, в том числе и в Онуфрии, выявлено российское гражданство; если попы УПЦ не имеют отношения к России, то почему за арестованного попа-коллаборанта Андрея Павленко Россия отдала нам 28 украинских пленных защитников? ; почему сайты УПЦ зарегистрированы на российских вебресурсах? Почему глава УПЦ Онуфрий является постоянным членом Священного Синода РПЦ?
Подобные логические вопросы можно продолжать, но все эти риторические вопросы. Ответы на них и дают понимание – какая из этих двух церквей действительно украинская и является наследницей Киевской митрополии X века. ПЦУ – единственная каноническая поместная православная церковь украинцев, а УПЦ – враждебная церковь страны – оккупанта, филиал РПЦ.
УПЦ не имеет статуса автономной церкви, который признавался бы другими церквями. Согласно православным канонам в стране не может быть две автокефальные церкви. После объединяющего собора украинских православных церквей канонический статус УПЦ отвергается Вселенским патриархатом. Согласно каноническому принципу территориальности, который является неотъемлемым и постоянным фактом православной экклезиологии, ни одна Церковь не может присутствовать в рамках юрисдикции Церкви Украины, — подчеркнул в письме Вселенский патриарх Варфоломей, намекая на присутствие УПЦ МП в канонической территории ПЦУ. "Тем не менее, в духе пастырской чуткости, мы временно терпим существование украинских иерархов под Россией не как местных правящих епископов, а лишь как титулярных или находящихся (имеющих резиденцию) в Украине, иерархов, согласно канону 8 Первого Никейского собора, надеясь, что, по воле Божией, они вскоре объединятся с поместной Церковью".
Поэтому Вселенский патриарх не считает Онуфрия каноническим (легитимным) митрополитом Киевским, а всего лишь проживающим в Киеве иерархом, как это было напечатано в Ежегоднике Вселенского патриархата в 2020 году.
Учитывая все изложенное, ответ на вопрос: : Разве обе церкви украинские? Нет, только одна — ПЦУ.
Разве обе они канонические? Нет, только одна — ПЦУ. Не может быть двух православных автокефалий в одной стране.
Согласно церковному православному праву, теоретически томос об автокефалии для УПЦ может предоставить и РПЦ, но при условии утверждения вселенским патриархом, который не может это сделать из-за особенностей статуса автокефалии, как таковой. Например, патриарх РПЦ Алексий в 1970 году выдал томос об автокефалии Православной церкви Америки, которая была основана РПЦ, но тогдашний Вселенский патриарх Афинагор осудил это решение, охарактеризовав его как "неканонический курс" РПЦ. В результате подавляющее большинство православных церквей мира до сих пор считает Православную церковь США филиалом РПЦ. Такая же неканоническая судьба ждет и УПЦ. Даже в случае согласия РПЦ, без утверждения томоса Вселенским патриархом, она так и останется частью РПЦ, к каким бы уловкам УПЦешники не прибегали, какие бы изменения в устав не вносили и какие бы решения не принимались в Москве. Поэтому УПЦ, как и Православная церковь Америки, отсутствует в диптихе мировых автокефалий, а следовательно, согласно автокефальному каноническому принципу территориальности, по сути, является неканонической сектой в пределах канонической территориальной юрисдикции ПЦУ.
Ярослав Ивашин. 2023г.
_______________________________
P.S. Паша Мерседес: вера в имения, бизнес и дорогие авто https://www.youtube.com/watch?v=_1bCLI0HAK4
СБУ опубликовала записи разговоров Паши "Мерседеса", где он радуется российской оккупации: https://www.youtube.com/watch?v=aQ-Ep3Uxr9g
Российское гражданство служителей УПЦ (расследование УП): https://www.youtube.com/watch?v=mOF_nvbuuqM