Представьте себе ситуацию — вы идете по улице, наслаждаетесь солнечным утром, потягиваете пиво из стакана. Птички поют, повевает легкий ветерок. Жизнь удалась. И тут мимо проходит группа людей, они с презрением смотрят в вашу сторону, а один из них выдает «чёртов наркоман, расстрелять тебя некому». Естественно, вы недоумеваете — за что с вами так? А тем не менее большинство из нас, к сожалению, мыслят именно так.

Смоделированная выше ситуация, естественно, возведена к абсурду, но это необходимо, чтоб лучше было понятно, о чем пойдет речь дальше.

В славяно язычных странах любой человек употребляющий наркотики заведомо заслуживает термина «наркоман», независимо от того, какие отношения связывают его с психоактивными веществами (ПАВ). Прежде всего, термин «наркоман», за долгие годы его употребления, стал чем-то сродни «дебил», то есть ругательным и потерявшим смысл. В сознании обывателя, любая особа употребляющая запрещенные ПАВ — является наркоманом по умолчанию. Однако, это в корне не верно. Возьмем в качестве примера легальный, но от того не менее тяжелый ПАВ «этанол», более известный под именем «спиртное».

Так вот, не любой употребляющий спиртное — пьяница и не любой пьяница — алкоголик. Человек может время от времени выпивать некоторое количество спиртного, при этом никогда не упиваясь до поросячьего визга и не лезть на встречу приключениям. Если употребление алкоголя становится регулярным и предпочтительным другим занятиям — то это уже пьяница. А если человек и рад бы не пить, но не может — то это уже алкоголик. К тому же, зависимый от алкоголя человек может пытаться бороться с зависимостью и воздерживаться долгий срок, а потом снова сорваться в запой. До сих пор всё понятно и знакомо.

Однако, если особа употребляет вещества, которые в обществе принято называть «наркотики» (на самом деле ПАВ, к наркотикам относятся преимущественно опиаты) то картина разительно меняется. Неважно, закоренелый вы опиатозависимый, подросток, который «за компанию» в клубе принимает экстази или просто офисный работник, отмечающий зарплату косяком. Для обывателя вы в любом случае наркоман.

Но давайте, прежде всего, откажемся от термина «наркоман». Причины, почему он не актуален я приводил выше. Есть общепринятое разделение (которое к слову сейчас пытаются либерализировать еще больше) на наркозависимых и наркопотребителей. Наркопотребитель, в свою очередь, делится на потребителя с контролируемым и неконтролируемым употреблением.

Пройдемся по каждому варианту, чтоб было понятно ху из ху.

Наркопотребитель с контролируемым употреблением принимает ПАВ время от времени и прекрасно может обходиться без них. Для него ПАВ — это просто еще один способ получить удовольствие от жизни. Такой человек не нуждается ни в помощи, ни в жалости. Ему хорошо, он не болен. Просто представьте на его месте человека, который время от времени выпивает бокал вина.

Наркопотребитель с неконтролируемым употреблением принимает ПАВ бесконтрольно, не особо разбираясь в том что он принимает и как оно действует. Это уже не гурман, для которого важно качество продукта, гамма чувств и эмоций, которые он получает от ПАВ. Употребление обычно носит стихийный характер (фестивали, вечеринки и т.д.)Такой вид потребителя находится в зоне риска и может со временем стать наркозависимым. Таким особам может потребоваться помощь психотерапевта, однако в полноценной медицинской реабилитации они не нуждаются. Если продолжать сравнение с этанолом, то такой человек близок к пьянице, «гулять — аж чтоб гай шумел, и пусть утро никогда не наступит!».

Наркозависимый человек, как правило, страдает от своего положения, но прекратить употребление без посторонней помощи уже не может. Его терзает тягчайшая психологическая зависимость, а в случае с опиатами еще и постоянная угроза ломки. Особа такого типа является больным человеком, а не преступником и нуждается в квалифицированной медицинской помощи, в том числе и в реабилитации. Здесь сравнение с этанолом становится очевидным — алкоголизм, это точно такая же наркозависимость как и опиатная, амфетаминовая или кокаиновая.

Если зависимость это болезнь — то заслуживает ли человек порицания и дальнейшей стигматизации? Нет, обязанность гуманного общества помочь таким людям вернуться к полноценной жизни. Вместо отчуждения им необходима реинтеграция в общество. Вместо презрения — понимание и доброта. Помните, что упасть может каждый, но не нужно добивать упавшего ногами.

Справедливости ради, следует заметить, что в Украине уже действует закон, позволяющий лечить наркозависимых, как альтернатива криминальной ответственности, однако этого мало. Пока общество не научится принимать своих заблудших детей назад в свое лоно — нам не удастся побороть проблему наркомании.