Формула простая: 10 МегаБрендов страны дают по $10 млрд. каждый.
И тогда за год – бюджет полный до краёв.
Многие страны в период реформ делают ставку на свои фундаментальные бренды, а не на пособия бедным. Они лихорадочно ищут деньги для наполнения своих скромных бюджетов.... Не распила бюджета, а зарабатывания на бюджет.
Бразилия встала на ноги на своих МегаБрендах: кофе, туризм, футболисты. Мексика – на пирамидах и текиле. Норвегия – на фьордах и нефтяных платформах. Япония на электронике, автомобилях и портах.
Почему? Потому что в кризисные периоды такие страны не распыляются по мелочам, а концентрируются вокруг самого крупного, на что только они способны. При этом годовая цена вопроса по каждому из этих брендов кружится вокруг волшебной цифры в $10 млрд.
Когда говоришь про Бразильский кофе, воображение сразу рисует плантации, транспорт, логистику, склады, исследования, занятость, доставку. Всё вместе на $10 млрд. И сотни тысяч занятых.
Когда заводишь речь о «бразильских футболистах», то не ради эмоций. Ведь как только предприимчивые бразильцы обнаружили, что их футболисты стали пользоваться в мире бешеным спросом, сразу всё закрутилось, на 10 млрд.
Там моментально стали возникать поля, инкубаторы, спецшколы, тренеры, экипировка, мода, шоу-бизнес, тотализатор, болельщики… Даже с фавелл пацаны стали убегать в футбольные школы.
Что тут главное? То, что обозначена ясная к о н е ч н а я цифровая цель – $10 млрд.
И только потом, о б р а т н ы м ходом определяется – как этого достичь... Какие налоги, какие условия, кредиты и инвестиции. Так формируется баланс.
А не наоборот, когда цифры налогов сначала берут из воздуха. И когда никто не интересуется, как при них поведет себя экономика и население.
Итак, вот она, горячая десятка для Украины. 10 национальных МегаБрендов с ценой вопроса $10 млрд.
1. Бренд «Ай-ти». Сегодня IT вырабатывает продукции на $2,5 млрд. Этот показатель можно довести до 10 млрд.
2. Бренд «Продукты питания». Производство можно довести до $10 млрд. Включая, возможно, не только простой еды, а экологически чистой.
3. Бренд «Нефть и газ». Бразилия пошла по этому пути, набурила скважин около Рио-де Жанейро, и освободилась от американско-арабской зависимости. Теперь экономит $10 млрд в год. Мы тоже так можем.
4. Бренд Энергетика. $10 млрд.
5. Бренд «Земля». Это отдельный чудесный проект (без продажи). Намного больше $10 млрд.
6. Бренд «Авиа, космос, вооружение». Украина входит в десятку мировых экспортёров вооружения, может зарабатывать на нём до $10 млрд.
7. Бренд «Туризм». Другие страны черпают туристические миллиарды из воздуха. У нас можно обогащаться на внутреннем туризме, с перечнем из 1000 достопримечательностей, суммарно до 10 млрд.
8. Бренд «Хаб». Транспорт и логистика. Хабы – перевалочные международные узлы пассажирские и грузовые.
9. Бренд «Украинская горилка» (сделать её транснациональным мегабрендом, который потеснит русскую водку). Этот наш жгучий напиток сможет на равных стоять наряду с виски, коньяком, текилой, водкой, ромом, джином и др. Цена вопроса 10 миллиардов.
10. Бренд «Оффшор». Не надо стесняться оффшоров и клеймить их позором. Надо взять их себе на вооружение. И пусть нам переводят со всего мира 10 миллиардов в год. Например, на остров Змеиный или на остров Хортица.
Конечно, сразу возникает много вопросов: Почему именно эти бренды, а не другие? Кто их отбирает? Как эта схема работает?
Кто отбирает? Не правительство. А рынок, политические партии и экспертные группы. Собираются мега-команды этих проектов, за месяц разрабатывают бизнес-планы, и – на тендер.А если хорошо постараются, то и все пройдут. Это же Доходы, а не Расходы!
Если какая-то новая партия возьмется за это, она наберет больше всех голосов. Потому что каждый, кто голосует, увидит себя в этом действе.
Хотя... у меня нет никаких иллюзий, что эта схема вообще у нас сработает. Но кто знает?... Как кризис-менеджер, который воплотил в жизни много проектов и спас немало безнадежных бизнесов, скажу лишь, что это возможно.
Сколько Мега-брендов? Это лишь первоначальный список, его можно пинать, критиковать, исправлять, дополнять, резать, расширять и сокращать. Потому что если МегаБрендов в Украине обнаружится не 10, а пять или пятнадцать, то ещё лучше. Или остановимся на трёх главно-приоритетных.
Тут главное, что это не расходы бюджета, а его доходы и наполнение. И тогда всем и на всё xvatit.
Глядишь – и через пару лет у нас произойдут кардинальные структурные сдвиги во всех этих отраслях. А всё – потому что была поставлена ясная цель, а не схоластика – абычто и абыкак.