Жители сельских районов, особенно в небольших селах и поселках, оказались в ситуации, которая в формальном и реальном отношении напоминает рабство.

Коротко, как это произошло, и какие факторы сегодня сформировали и сдерживают ситуацию.

В конце 90х государство провело приватизацию сельхоз земли в сельской местности, и каждый работник бывшего колхоза получил земельный сертификат для оформления земли в собственность. Хотя сама процедура прописана в законах четко, многие до сих пор еще не использовали свои сертификаты, и права не оформили. Но это отдельная тема – сколько раз государство не выполняло свои обещания.

Логика реформы была понятна, у государственной земли должен был появиться собственник, который сможет самостоятельно решать, как ему использовать свой главный актив. Сразу оговорюсь, что отток людей из сельской местности, снижение уровня занятости в сельском хозяйстве это процессы которые происходят во всех странах мира, и, безусловно, только усугубляет наше положение.

Но вместо государственных колхозов, пришли частные!

Большая часть земли перешла по договорам аренды (такая основная юридическая форма пользование землей сегодня) компаниям, которые, по сути, просто заменили государство, с некоторыми важными особенностями:

1. Практически минимальная социальная ответственность. Сегодня, частные компании не имеют обязательств перед селянами, а решение о поддержке селу, поселку принимает непосредственно директор, акционеры при желании. Все заботы о дорожной инфраструктуре, детскому садику, проведение воды и газа, освещение улиц и т.д. легли полностью на сельский совет.

Предполагалось, что налоговая база будет позволять содержать и поддерживать все в нормальном состоянии. Это было ошибкой (см. п. 2).

2. Налогообложение для сельхоз производителей – это специальная 4 группа и спец режим по НДС. В итоге, налоговая нагрузка сегодня намного меньше, чем для любого производства или предпринимателя из другой сферы деятельности. Этих платежей недостаточно для развития сельской местности, часто они выплачиваются не в полном объеме.

3. Все доходы от деятельности получают акционеры предприятия, а владельцы земли получают только фиксированную в договоре арендную плату. Сумма рассчитывается с виртуальных цифр – денежной оценки земли, которые реально не отражают ее экономической ценности.

Для понимания ситуации – приведу реальный расчет:

Средний размер пая в районе (в котором работал) составляет почти 3 гектара земли, на котором можно вырастить минимум 9-15 тонн пшеницы стоимостью 20 – 35 тысяч гривен.

Владелец пая бывший работник колхоза получает в лучшем случае 4-5 тыс. гривен, и платит 18% ПДФО т.е. реально на руки 3,2 – 4,5 тыс. гривен. Но для экономии сельхоз компании стараются выдавать эти выплаты в натуральной форме (самой продукцией – пшеницей, кукурузой и т.д.) и делают это опять для экономии по специальным ценам, часто завышенным.

4. Новые предприятия практически не предоставляют/создают рабочих мест! Если раньше основным источником доходов людей был колхоз и его различные направления деятельности, то теперь рабочих мест просто нет, а высока степень механизации и автоматизации процессов постоянно сокращают потребность в рабочей силе.

5. Слабость государственного контроля, позволяет сельхоз предприятиям игнорировать экологическое, земельное законодательство и вести бизнес, так как им диктует основной экономический принцип – максимизация прибыли от активов.

6. Большая часть частных компаний практически не инвестируют в повышение или сохранение земельного ресурса по следующим причинам:

- Земля не принадлежит сельхоз компаниям, и сохранять ее природные свойства выгодно ровно на столько, сколько можно в будущем получить приемлемую урожайность. В реальности, используется такие технологии (в основном химия) которые постепенно сокращают полезные свойства земли.

Вот видимые примеры такой заботы – поджог полей после уборки, химические удобрения в больших количествах, «жёсткая» химия для борьбы с вредителями.

- Владельцы земли не могут на это влиять и контролировать экологию.

7. Раньше можно было просто перейти в другой колхоз, найти работу и получать адекватный доход. Сейчас, жители большинства сел в одинаковой ситуации – а переезд затруднит получения и так минимальной платы за пай.

Фактически жители села привязаны к аграрной компании,

и существуют за счет обработки собственных небольших земельных участков т.к. разорвать договор на пай практически не возможно. Такие договора заключаются на 10, 20 лет, их условия прописаны таким образом, что расторжение практически не возможно и требует высоко квалицированной юридической поддержки и значительных для сельских жителей ресурсов.

Итого:

Граждане нашей страны, «житницы Европы», реальные владельцы земли, люди которые своим тяжким трудом заработали право на землю, и у которых в собственности есть только несколько гектаров земли – не могут ни переехать в город (нет ресурсов, профессии), ни начать собственное фермерское хозяйство (свободной земли нет), ни найти работу (единственный работодатель, бывший колхоз – исчез).

Не удивительно, что сельское население сокращается в разы быстрей, чем городское, а представители молодого поколения часто старается использовать любую возможность, что бы уехать из родных краев. И уже через 10-15 лет, без быстрой реакции государства, сельская местность опустеет.

Интересно, что данное плачевное положение совпадает с экономической логикой и целями крупных сельхоз предприятий, т.е. возможно не осознанно,

но они принимает действия для сокращения населения в таких регионах т.к.

обрабатывать ее уже возможно без физического присутствия в регионе. Присутствие населения осложняет для них ведение бизнеса и создает дополнительные неудобства. А размеры земельного банка уже в совокупности равны площадям нескольких областей. Топ 7 компаний (их более 400 всего)

ТОП 7 земле пользователей страны


И конечно, такие предприятия видят прямую угрозу в развитии фермерства, поскольку это единственные системные конкуренты которые могут привлекать ресурсы (в том числе и земельные) и добиваться более высокой доходности, а главное создавать рабочие места.

Только радикальная, последовательная, жесткая политика государства может повлиять на эту безнадежную ситуацию.

Местные элиты — сельские, поселковые, районные рады сконцентрированы вокруг интересов именно крупных землепользователей и рассматривают ситуацию как источник своей будущей выгоды от депопуляции и обесценивания земельных ресурсов.

Именно поэтому, они поддерживают как на региональном, так и на общегосударственном уровне (недавняя инициация референдума БЮТ пример) ограничения рынка земли, любые реформы в этой сфере.

Не государственная логика, безответственная позиция элит, напоминает ситуацию с рабством в южных штатах тогда еще молодой страны – США. Но там, за свободу объединились предприниматели севера со свободными людьми по всей стране. Хотя их противостояние привело к гражданской войне, но оно создало нацию свободных людей и основы будущего процветания всего общества.

Что получиться у нас остается под вопросом. И от того, хватит ли мудрости сохранить украинское село и фермерство, будет зависеть многое.


Гавриш Володимир – участник «Революции Достоинства», доброволец батальона «Золотые Ворота», глава администрации района в команде М. Саакашвили в одесской области, активист партии «Рух Нових Сил Михайло Саакашвили»

https://www.facebook.com/volodimir.gavrish