Осторожно! Возможны спойлеры.
Следует начать с главного вопроса: стоит ли тратить два часа времени и около пяти баксов на просмотр «Джокера»? Однозначно, да!
Для тех, кто сомневается, скажу сразу — это не очередное супер-геройское кино, которое смотрят «чисто, чтобы расслабиться». Атмосфера, преобладающая в фильме, может показаться похожей на «Темного рыцаря», но это иллюзия, ибо существует колоссальная разница.
Фильм удерживает в зрителе постоянное ощущение тяжести и темных мыслей, о которых Джокер рассказывает социальному работнику. Отождествление с персонажем происходит через грязь и бедность, окутавшие Готэм. Во время просмотра фильма тяжело словить ощущение диссонанса, несовпадения картинки и смысла, что само по себе очень и очень хорошо.
Теперь к сути.
Начнем с тех, кто опасался, что просмотр фильма «Джокер» вызовет серию school-шутингов и подобных бессмысленных актов ненависти. Эти люди — хайпожеры. Посыл режиссеров Джокера имеет куда более широкий контекст и рассказывает о чем-то похожем на революцию 1917 года. Кровавой, жестокой, бессмысленной и бесперспективной политической бойне.
Джокер — это Ленин на броневике. Этот смысл раскрывается в самом конце, когда главного героя освобождают из рук полиции и он взбирается на авто правоохранителей, чтобы посмотреть на ликующую беспорядкам толпу, удовлетворяющую классовый «голод».
Расстройства, заболевания и в общем весь «букет» проблем Джокера не основной момент фильма, как могло бы показаться. Его проблемы, что выясняется походу развития сюжета, стали результатом системы порожденной элитой Готэма — порядка, который делает пропасть между бедными и богатыми ещё более непреодолимой, убивает средний класс, а вместе с тем, уничтожает систему социальной опеки и здравоохранения. Ведь «кто-то хоть чего-то добился», а остальные — увы. Собственно, режиссеры не зря вставляют в кадр Томаса Уэйна, который фактически произносит данную фразу.
Ширма «сословий», которой прикрывались богачи Готэма, срывается под конец и то, что казалось непреодолимым барьером было лишь иллюзией, которая разрушается пулей, выпущенной из пистолета случайного бандита.
Проблемы главного героя (антигероя/антагониста?) ложатся на благоприятную почву, которая развивалась в Готэме десятилетиями. Социальное напряжение, ставшее результатом кричащего неравенства (в свою очередь, развившегося под руководством классических капиталистов, которых нам продемонстрировали создатели фильма), привело к росту ненависти, которая взорвалась в следствие несвязанных между собой событий. Несвязанных лишь на первый взгляд. Со временем становится понятным, что смерть Томаса Уэйна, символизирующая крах его класса, всего лишь замкнула цепь, начатую им самим (и таких же, как он). И у этого «уробороса» нет перспективы, о чем нам известно благодаря продолжению истории, рассказанной от лица Бэтмена.
Однозначно стоит отметить то, как в фильме хорошо показан кризис системы. В самом начале картины мы узнаём, что в городе проходят забастовки мусорщиков. Казалось бы — абсолютно рядовое событие. Ведь кто-то бастует ежедневно.
Таким же рядовым событием является и убийство клерков, совершенное Джокером. Ведь людей убивают ежедневно.
Но оба тривиальных для нашей системы события, приводят к череде тяжелых переломов, которые начинают пожирать город, тем самым лишь усугубляя его проблемы.
Достаточно легко осознать, что Готэм (или быть может система, доминировавшая в городе) породил Джокера, а не наоборот. Их патологии развиваются одновременно, идя нога в ногу. Не зря режиссеры «впихнули» на задний фон постоянную новостную сводку. Напряжение, нарастающее внутри Джокера, одновременно раскрывается и в городе. Моральный распад жителей, урезание финансирования для государственных служащих и безразличие по отношению к жителям, нуждающимся в помощи.
Апогей достигается также одновременно — Джокер убивает ведущего в прямом эфире, а в городе начинается кровавая бойня.
Джокер безусловно сумасшедший, но он стал таким из-за плохой социальной опеки государства (а в данном случае, городской власти) над детьми, позволившей не только усыновить ребенка не очень здоровой женщиной, но и дать истерзаться над ним ее ухажеру. Болезни Джокера — это болезни Готэма, ставшие результатом безразличия окружающих в первом случае, и безразличия власть имущих во втором.
Фильм предостерегает не перед сумасшедшими, фанатиками, маньяками, а перед системой, которая их плодит. Он не о проявлениях «чумы», которые лежат на поверхности (переднем плане), и с которыми почему-то принято бороться в первую очередь, а о ее причинах (заднем плане). «Джокер» — это фильм об абсолютной случайности, способной разрушить шаткий карточный домик.