О спортивных реформах в последнее время много говорят, но изменений не происходит. Раз вчера изменился Кабмин, можно поговорить и о спорте — решил сделать небольшой ликбез, чтобы было понятно с какими вопросами столкнется Гутцайт или любой другой министр в будущем.
Начну с главного — основная причина смертности в Украине это сердечно-сосудистые заболевания, а именно атеросклеротические и ишемические заболевания сердца. Точнее не причина, а следствие малоподвижного образа жизни взрослых людей. И это — реальная национальная беда. Смертность — порядка 300 тыс. человек в год. От войны потери меньше в разы.
Как же так получается? Из бюджета на спорт выделяется немного, но и нельзя сказать, что мало; во многих странах госфинансирование намного хуже. Вопрос в неэффективном распределении, когда во главу угла поставлены международные соревнования, а на население плевать.
Почему все сложно
В каждом регионе у нас есть спортивные организации (например, ДЮСШ) и спортуправление, спортуправление проводит соревнования местного уровня (либо выделяет на них бюджет, за который их проводит общественная организация), по результатам присваивает спортивные разряды, а также оценивает работу детско-юношеских спортивных клубов. В Киеве новый министр Гутцайт как раз и был руководителем отдела спортуправления. Поэтому проблематику знает очень хорошо.
Вроде бы все просто. Но на практике очень сложно. Дело в том, что ДЮСШ есть частные, есть государственные или коммунальной формы собственности, есть ДЮСШ, созданные общественными организациями или товариществами и так далее. Последние, кстати, созданы еще при СССР, имеют ведомственную направленность и принципиально не изменились.
Например, товарищество «Динамо» это спорт силовиков (МВД, налоговая милиция, СБУ, пограничники и так далее), «Украина» — спорт «трудовых коллективов» (финансируется из профсоюзных средств), «Спартак» — сообщество физкультурников-любителей (финансируется из бюджета), «Колос» — спорт колхозников (финансируется из соцстраха по временной потере нетрудоспособности). Самое прикольное товарищество это «Трудовые резервы» (помните — фильм Джентльмены Удачи?) — это организация для студентов ПТУ, сейчас это направление есть в виде отдела при Минобразования, организовывает чемпионаты среди школьников и студентов, отправляет их на гимназиады и универсиады. И так далее.
У каждого товарищества свои ДЮСШ. Вот только какое и к чему (кому) имеет отношение разобраться очень сложно.
Еще больше вскипает мозг, когда начинаешь разбираться в спортивной инфраструктуре. Она есть и в большом количестве. Вот только один объект относится к спортивному товариществу, другой объект находится в коммунальной форме собственности, третий имеет отношения к системе Минобразования, четвертый к системе Минздрава, пятый к МВД или военным и так далее, тому подобное.
Получить доступ простой смертный к ней не может, нужно для организации занятий приложить колоссальные организационные и юридически-документальные усилия. Состояние объектов разное — от полной убитости либо остатков асфальта, до вполне современных помещений. Кстати, из-за того, что собственность размыта и возникает ситуация, когда объекты запускаются. У директора среднестатистической ДЮСШ нет никакой мотивации выбивать в районе деньги на ремонт, так как он напряжется, выбьет, а потом или его снимут, или объект передадут кому-то другому.
В итоге Украина как государство неэффективно тратит средства, которые могли бы пойти на те же самые международные поездки сборников.
Спортклуб как частная инициатива
В этой всей системе отдельным элементом являются спортклубы, имеющие два варианта организационно-правовой формы. Первая это частная, ООО или ФОП/ЧП, вторая общественная, ГО. ГО создают, чтобы получить признаки неприбыльности и уйти от налогов. Хотя и в случае с ООО (условно) можно просто не показывать прибыль и ничего не платить, но возни все равно больше. Так вот — спортклуб, как правило (в 90% случаев) получает финансирование только от тех, кто в нем занимается. И никакой поддержки со стороны государства. Зато есть преимущества — только спортклуб принимает решение об участии в соревнованиях, нет всякой идиотской отчетности. Например, спортсмены отделения ДЮСШ по кикбоксингу могут принимать участие только в соревнованиях по кикбоксингу (все остальное не будет идти в зачет), а спортсмены спортклуба этим не ограничены. Не получается в кикбоксинге, можешь выступать по каратэ или таеквон-до, не бросая тренера. И вообще — программа подготовки более гибкая: из спортсмена не выжимают все соки ради очередной галочки в отчетах о проделанной работе.
Идем дальше. В ДЮСШ занятия формально бесплатные, но хорошего тренера на те копейки, что там платят, привлечь невозможно. Даже в официально платную группу. В итоге тренера регистрируют ГО (общественные организации), родители делают пожертвования-взносы и с этих денег организовывается доплата. В принципе, это законно — общественная организация имеет право оказывать своим членам услуги, принимать взносы. Но тут возникает другая проблема — описанная модель работы (ДЮСШ+ГО) уничтожает предпринимательскую инициативу, замораживает развитие спортклубов. Так как государство оплачивает ДЮСШ себестоимость, а тренер получает чистую прибыль. Плюс там возникают попутные проблемы в виде мутилова с деньгами на стороне директора ДЮСШ. И, главная проблема — ДЮСШ это детский спорт. А что делать взрослым? А что делать пожилым людям? Да, есть уличные площадки, но без грамотного специалиста непонятно что с ними делать — обычно все эти построенные турники стоят пустые.
Что можно изменить?
В ходе многочисленных рабочих групп пришли к выводу, что целесообразно постепенно уйти от ДЮСШ и поддерживать финансово, политически и организационно ГО и спортклубы, поощряя предпринимательскую инициативу. Но сделать это нужно так, чтобы не навредить. У нас есть населенные пункты, где кроме ДЮСШ ничего больше нет, есть реально бесплатные секции, которые держатся на спортивных энтузиастах, обычно почтенного возраста.
Модель работы на сегодняшний день не готова, предложенные законопроекты откровенно сырые, хотя идеологически верные. И новоназначенному министру придется первым делом принимать политические решения о том, в какую сторону мы движемся.