Хотя само заявление Нурсултана Назарбаева об отставке с поста президента стало неожиданным, но сами разговоры о судьбе Казахстана «после Назарбаева» активизировались много лет назад.
То есть, произошло то, чего давно ожидали. Назарбаеву – уже 78 лет (Путину – только 66).
Однозначно, что это часть плана по передаче власти.
В его рамках уже были внесены изменения в конституции, которые гарантируют уходящему в отставку президенту право пожизненно возглавлять совет национально безопасности. После смерти Назарбаева эта норма, скорее всего, будет упразднена. Но пока она важна:
- как знак уважения к первому президенту страны;
- как важный элемент обеспечения «плавного перехода» с использованием авторитета человека, почтительно названного казахами «лидером нации» (елбасы).
Похоже, что февральская отставка правительства тоже была элементом этого плана. Назарбаев тогда обвинил правительство в провалах социально-экономической политики. С технологической точки зрения, отставка правительства оказалась «линией», которая разделила две разные социальные политики. Таким образом, вероятно, пытаются «отсечь» часть негатива, чтобы обеспечить на выборах более выгодные условия для провластного кандидата в президенты.
Сама отставка президента не завершает переход, хотя и завершает тридцатилетнюю «эпоху Назарбаева».
Что дальше?.
Внешняя политика Казахстана не изменится. Он останется частью ЕвразЭС, ОДКБ. Новое руководство не будет конфликтовать Россией, хотя может отстаивать интересы страны более прагматично и более жёстко, поскольку уже не имеет советского наследия.
Стратегические отношения с Китаем будут усиливаться. При Назарбаеве Казахстан смог создать свою особу позицию в евразийской политике, которая является своеобразным вариантом многовекторности. Страна получила геополитический баланс (преимущество межу Россией и Китаем), стала важной территорией для вложения китайских инвестиций, важных элементом трансконтинентальных коммуникаций в рамках концепции «Один Пояс — Один Путь».
Ни в ближайшие 5 лет, ни в ближайшие 15 лет не стоит ожидать геополитического разворота руководства Казахстана в сторону Запада. Даже если предположить, что через 5-10 лет отношения между Астаной и Москвой вдруг начнут охлаждаться, стратегические отношения с КНР будут усиливаться, а влияние Запада будет ослабевать.
Не стоит ожидать, что при новом президенте изменится отношение Казахстана к украинской проблематике. Это касается и Крыма, и войны на Донбассе. А усилению торгово-экономических отношений между двумя государствами препятствует запрет транзита украинских товаров через территорию РФ.
Отставка Н.Назарбаева психологически может спровоцировать всплеск эмиграции из страны славянского населения. За годы независимости Казахстан стал более казахским, и в последние годы эти процессы усиливаются. Назарбаев для многих представителей национальных меньшинств был символом и гарантией их языковых и культурных прав. Возможно, что при новом президенте ничего не изменится, но психологически это может мотивировать какое-то количество людей покинуть страну.
В Казахстане останется авторитарный стиль руководства.
Различные группы казахских элит возможно усилят борьбу за влияние в стране, но в целом не стоит ожидать, что они перейдут к каким-то радикальным методам. Экономические и внешнеэкономические обстоятельства являются гарантом от масштабной конфронтации на ближайшее десятилетие.
Владимир Воля,
политический эксперт, международник, магистр государственного управления
19 марта 2019 г.