Закон о полномасштабной легализации игорного бизнеса должен был появиться ещё в декабре 2019 года, но его принятие было провалено из-за игр различных лоббистов, отстаивающих свои узкие интересы. Госбюджет был лишён возможности получить дополнительные миллиарды гривен доходов.

Как известно, это крайне разозлило президента В.Зеленского, и он впервые за время своих полномочий продемонстрировал «жёсткую силу»: КМУ остановил деятельность лотерейного бизнеса (и иного игрового бизнеса под видом лотерейного), а СБУ и МВД приняли меры по своей линии.

Таки действия властей возымели эффект: был достигнут некий компромисс, и в итоге парламентское большинство проголосовало закон в первом чтении (взят за основу законопроект 2285-Д).


Новые и старые риски.

Как оказалось, результат не таков, как выглядит. Несомненно, что приятие закона в первом чтении – это прогресс, но в данной ситуации – промежуточный. Потому как содержание компромисса оказалось двояким: все согласились перенести свои «хотелки» на период подготовки закона к голосованию во втором чтении.

Согласно процедуре, правки вносятся в течение 14 дней после принятия закона в первом чтении, а голосование за закон во втором чтении должно состояться в течение 30 дней после приятия в первом чтении.

То есть, времени для внесения правок, дискуссий и принятия закона – мало. Поэтому борьба за закон будет крайне напряжённой и жёсткой. У различных групп во власти свои интересы (в первую очередь фискальные), у секторальных лоббистов свои интересы, выражаемые размерами доходов.

И складывающаяся ситуация возрастающего напряжения может помешать создать в Украине эффективные правила регулирования игорного бизнеса, которые были бы справедливыми для всех — и для государства и общества, и для инвесторов, и для клиентов.

Что нужно?


Налоговые проблемы и возможности.

Оказывается, что нардепы рассматривают по отдельности законопроект об игорном бизнесе и изменения в налоговый кодекс Украины. Это противоречит здравому смыслу, поскольку первый является первичным по отношению к вопросам налогообложения.

При текущем же подходе законодателей получается, что на игорный бизнес навешивается тройное фискальное «дышло» (хомут), которое вместо управления может просто «удушить» эту «лошадь»:

- высокий GGR (финансовый показатель, который определяет валовые доходы игорного заведения);

- высокий налог на прибыль;

- высокая стоимость за лицензии.

Как показывает зарубежный опыт, справедливая налоговая система при высокой стоимости лицензий – это отсутствие налога на GGR или небольшая стоимость лицензии при налоге на GGR. Одно из двух, но никак не оба вместе. Ну и плюс отмена налога на выигрыш.

Если всё это не будет учтено, то ради чего вообще были все эти разговоры о легализации бизнеса и детенизации экономики? Ведь существующий подход приведёт к обратному результату.

Чтобы получить эффективное регулирование игорного бизнеса и хорошие доходы для госбюджета от этого бизнеса, депутаты должны рассматривать законопроект о легализации и изменения в налоговый кодекс во взаимосвязи (пакетом). Разрабатывать концепцию налогообложения в необходимо в двух документах одновременно.

На сегодня документально оформлены два основных подхода к налогообложению.

Законопроект нардепа О.Марусяка №2713, предлагающий для всех видов игорного бизнеса налог в размере 10%.

Альтернативный законопроект №2713-1 авторства нардепа Д.Наталухи, предлагающий для обложения доходов каждого сегмента игрового бизнеса свою налоговую ставку. А именно:

- 7,5% для букмекерской деятельности;

- 12,5% для онлайн-казино, деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов и игровых автоматов в казино;

- 22% для деятельности по организации и проведению лотерей.

Пока что законопроект Наталухи выглядит более рациональным. Но нельзя исключать, что могу появиться и иные рациональные предложения по налогообложению игрового бизнеса.

Что касается налога на доходы физических лиц («налог на выигрыш"), то в своих законопроектах и О.Марусяк, и О.Наталуха предлагают его в размере 0%. Многие европейские государства ввели именно нулевую ставку на выигрыш, чтобы стимулировать клиентов игорного бизнеса, а значит способствовать увеличению налоговых отчислений от самого бизнеса. В Украине же "налог на выигрыш" сегодня составляет 18%, и такой размер может уничтожить еще не развивающуюся индустрию.