Три дня голосований в парламенте Великобритании относительно дальнейшей судьбы Брекзит напоминает крылатое выражение о чемодане без ручки, который и нести неудобно и бросить жалко.


«Брекзитов узел».

Есть немало сходства с «Гордиевым узлом», который сложно распутать, но зато можно просто рассечь, приняв волевое решение.

Этого не произошло, но, вместе с тем, у трёхдневных голосований депутатов британского парламента имеются некоторые важные итоги.

Главный из них — выход Великобритании из ЕС на состоялся в заявленный срок ни в каком из возможным вариантов.

В один вечер депутаты проголосовали против Брекзит с уже имеющимся соглашением, во второй вечере — против выхода из ЕС без соглашения. В третий вечер парламентарии отклонили идею повторного референдума и поддержали предложение, чтобы правительство обратилось к Евросросюзу с просьбой отложить дату Брекзит.

Всё это означает два момента.

Во-первых, политические элиты Великобритании боятся ответственности в принятии решения о том, выходит их страна из ЕС или не выходит. Если вариант «нет», то это может стать поводом для обвинений в игнорировании воли избирателей, выраженной на референдуме. Если вариант «да», то это взять на себя ответственность за весь тот негатив от выхода из ЕС, который Британия уже ощутила, и который будет увеличиваться.

Во-вторых, политические элиты стали пленниками политико-правовых формальностей. Консервативная партия во главе с премьер-министром Терезой Мэй шла на выборы 2017 года с обещанием реализовать Брекзит. Вероятно, именно поэтому Мэй так категорично выступает против повторного референдума. Потому что согласие на такой референдум можно было бы истолковать как отказ от собственных обещаний. Если это так на самом деле, то это максималисткая позиция, далёкая от политических реалий. И это сомнительный способ «сохранить лицо», поскольку отказ от повторного референдума в итоге наносит грандиозный ущерб для репутации и правительства, и правящей Консервативной партии.


Цена переговоров.

Отягощает ситуацию для правительства Т.Мэй ещё и то обстоятельство, что 2 года переговоров о выходе страны из ЕС – это огромные затраты, за которые тоже необходимо нести ответственность. Это большое количество времени, которое было потрачено на работу различных групп экспертов, чиновников, на проведение переговоров внутри страны и в международных форматах. И всё это имеет ещё и финансовый эквивалент, поскольку работы всех групп, консультации, переговоры, визиты, переезды и перелёты требуют денег.

От этого всего невозможно вдруг отмахнуться.

Кроме того, на переговоры и консультации потратили время и финансовые ресурсы ЕС и отдельные европейские государства.

Возможно, что для Терезы Мэй всё это является аргументами, чтобы продолжать настаивать на необходимости реализации Брекзит.

Но есть и другая сторона этой «медали».

За время ведения переговоров о выходе из ЕС британская экономика начал ощущать ущерб от этого всё ещё предположительного, а не реального расставания с континентальной Европой. Это и обесценивание фунта, и вывод офисов международных учреждений, офисов крупных банков и компаний и так далее.

Плюс, усиление внутриполитических разногласий, поскольку Брекзит не устраивает Шотландию и Северную Ирландию.

Реальный выход страны из Евросоюза без соглашения значительно усилит негативный эффект для британской экономики и общества.

Другого соглашения с ЕС не будет даже после того, как в мае появится новый состав Европарламента, а затем и новый состав Еврокомиссии. Потому что останется непреклонной позиция руководства Франции, Германии и ряда других государств, выступающих протии изменений в уже достигнутое соглашение с Британией.

Так что отсрочка в три или шесть месяцев не приведёт к тому, что ЕС согласится на пересмотр соглашения. При таком варианте если в чём прогресс и будет обеспечен, так это в увеличении затрат на консультации и переговоры. А также будет усиливаться негативный эффект для британской экономики и общества.

Однозначно, что Великобритания находится в глухом тупике Брекзит, а в вместе с ней там находится весь ЕС. Выход из него один: британская политическая элита должна найти способ принять однозначное решение: либо да – либо нет.


В каком направлении развивается ситуация?.

За голосованиями в британском парламенте можно усмотреть некоторые любопытные манёвры.

Например, против повторного референдума проголосовало 334 депутата. Это больше, чем насчитывает Консервативная партия. Также следует помнить, что около 100 депутатов-консерваторов не согласны с политикой Т.Мэй, ранее голосовали за недоверие ей как лидеру партии, и неоднократно голосовали против правительственных предложений. Почему все проголосовали против повторного референдума, против которого категорично выступает Мэй?

Вероятно, что это проявление солидарности всех членов Консервативной партии. Но нельзя исключать, что часть консерваторов считает правильным довести ситуацию до абсурда, итогом которого станут: досрочные выборы парламента, новый лидер Консервативной партии, новое правительство, которое либо само пример окончательное решение относительно Брекзит, либо не будет блокировать повторный референдум.

Наиболее оптимальный выход из тупика – это повторный референдум, который блокируется Терезой Мэй.

Голосование против выхода из ЕС с имеющимся соглашением, без соглашения, против повторного референдума — это как тупик персонально для премьер-министра Мэй. А поддержка запроса на отсрочку Брекзит — это это как дверка, превращающая тупик ловушку.

В Евросоюзе ожидают весомых аргументов для перенесения даты выхода Великобритании. Таковыми могут считаться только те предложения, которые позволят британской политической элите в течение 3-6 месяцев принято окончательно и однозначное решение относительно дальнейшей судьбы Брекзит. Например, если в этот период пройдут или досрочные выборы парламента, или повторный референдум, либо одновременно. Либо сначала — выборы, а потом – возможно и референдум.

Предложит ли это Мэй Евросоюзу? Не исключено, что именно отрицательный ответ ЕС приведёт к отставке правительства.

И до конца марта британский парламент ещё успевает принять важные решения.

Пока же Брекзит не случился, застыл.


Владимир Воля,

политический эксперт, международник, магистр государственного управления

15 марта 2019 г.