Вы, наверное, играли в Мафию. Это салонная игра, где мафиози ночью убивают мирных жителей, а мирные жители путем переговоров и угадайки вычисляют и стараются посадить в тюрьму мафиози. Кроме развлекательных целей, игра позволяет изучать социально-психологические механизмы.
Ее ключевой принцип: борьба организованного меньшинства (мафия) против дезорганизованного большинства (мирные жители). Мафиози знают друг друга, могут работать по стратегии и не воюют друг с другом. Мирные жители не знают, кто притворяется мафией, поэтому часть усилий тратят на борьбу друг с другом.
Способное организоваться меньшинство может победить.
Майдан – это была борьба относительно небольшого количества людей. Миллионные митинги были скорее исключением. Большую часть времени в Киеве одновременно находилось около десяти тысяч человек. Что относительно немного, по сравнению с населением Украины. И немного, если сравнивать полицейские и, потенциально, военные силы, которые могла выставить власть.
Демсокира выигрывает выборы в РГК НАБУ третий год подряд. Как? Она способна мобилизовать своих последователей и проголосовать за нужных кандидатов. Если сравнивать уровень электоральной поддержи Демсокири и, например, партии ОПЗЖ, то даже сравнивать не хочется. Про Демсокиру в масштабах страны практически никто не знает, у нее низкая медиаподдержка, небольшое количество ресурсов и т.д. Но есть последователи, которые способны поднимать попы с дивана. Поэтому, на некоторых акциях «легкая» Демсокира обходит тяжеловесов с «тяжелой» Ж.
Последний кейс произошел сегодня. Российский филиал компании Danone запустил рекламу с М.Пореченковым. Тем самым, который в октябре 2014 года стрелял на камеру по позициям украинских военных в ДАП. Уже потом говорили, что нет доказательств вины, не понятно, куда стрелял, никого не убил.
Компания Danone запустила рекламу, а украинцы в ФБ начали справшивать: «Какого хрена?» и отказываться покупать продукцию Danone. Компания попыталась оправдать свои действия в духе: «Мы за мир, на офис в россии повлиять не можем», и за сутки набрала около 2.000 негативных отзывов и столько же негативных комментариев.
Через сутки посол Украины во Франции Олег Шамшур написал: «Щойно мені зателефонував генеральний секретар Danone-Франція Матіас Вішера. Компанія припиняє рекламну кампанію за участю Пореченкова. Швидка і адекватна реакція».
Возвращаемся к мафии.
Может ли согласованное меньшинство победить корпорацию с оборотом в 25 миллиардов евро (2017 год)? К счастью, да.
Понесет ли корпорация Danone сколько-нибудь серьезный урон в результате этого скандала? К счастью, нет. Важнее не отказ Danone от Пореченкова, а указание его токсичности для рекламодателя. Любой рекламодатель, даже международная корпорация, должен понимать, что Охлобыстин, Чичерина, Пореченков, или другие «черти», которые отметился в ОРДЛО – это репутационные и рейтинговые потери. Которые им создает согласованное меньшинство украинских граждан.