Виталий КУЛИК, Мария КУЧЕРЕНКО, Центр исследований проблем гражданского общества

Безрезультатные по своей сути, переговоры между Волкером и Сурковым в сухом остатке привели только к активизации украинских медиа и экспертов на тему миротворцев: снова обсуждается вопрос мандата предполагаемой миссии, снова идут ожесточенные баталии вокруг национального состава миротворческого контингента.

На самом деле КПД всех этих дискуссий стремится к нулю, так как реальность, которую обсуждают аналитики и эксперты, не совпадает с реальностью окопов, и так же очень далека от реальности переговорного процесса, в котором Украина выступает объектом, но никак не субъектом. Все бесконечные заверения в том, что «Америка не пытается договориться с Россией через голову Украины» звучат все менее убедительно с каждым их повторением. Повторяющим эти тезисы стоит честно ответить себе на несколько простых вопросов, презентация которых как сложных ведет только к разветвлению дискуссий в медиа, но никак не к их решению.

Артикулировал ли Киев свою официальную позицию относительно всего происходящего на Востоке Украины? Была ли эта артикуляция достаточно убедительной? Ответ: нет.

Дипломатические отношения с РФ до сих пор не разорваны, и сама эта идея, до сих пор вызывает в некоторых экспертных кругах оторопь на грани с суеверным ужасом. Россия, согласно всем подписанным Украиной декларациям, вроде Минских соглашений (которые нельзя даже назвать документом, так как они им и не являются), не сторона конфликта – она «наблюдает за имплементацией мирных инициатив» и только.

Была ли власть последовательна в своих декларациях и желаниях относительно миротворцев? Нет.

С марта 2015 года, заявляя, что Украине нужна «миссия по поддержанию мира» — на Банковой и в МИДе явно выдавали желаемое за действительное. На тот момент ни о каком мире речь не велась и близко, как не ведется она и сегодня. Украинское предложение заключалось в создании совместной миротворческой миссии ООН и ЕС, при этом ничего для противодействия появлению российской армии в голубых касках под видом миротворцев сделано не было. Более того – на то время приходится пик «переговорного процесса» и «шагов к урегулированию ситуации на Востоке Украины» — так называемые вторые Минские соглашения (Комплекс мер по выполнению Минских соглашений) были подписаны незадолго до высказываний о том, что хорошо бы ввести миротворческий контингент. На это же время пришлась трагедия Дебальцева. Если то, что тогда произошло на Востоке, может называться миром, который можно каким-то образом поддерживать – то вопросы уже будут касаться не столько документов и резолюций, а элементарного здравого смысла.

И вот, РФ снова демонстрирует свое «миролюбие»: Украина хотела миротворцев? Путин предлагает именно это. Но на своих условиях, потому что Украина недостаточно четко обозначила те границы, которые ни одна сторона не имеет права переходить.

Да, здесь можно возразить, что если бы Украина совсем отказалась от отстаивания своих взглядов на происходящее – политическая часть Минских соглашений уже была бы имплементирована, ведь Кремль в лице своего официального рупора Суркова уже неоднократно демонстрировал свою приверженность формуле «сначала выборы – потом безопасность». Но тут возникает вопрос: как долго Украина сможет оттягивать имплементацию этой части Минска? Ведь этот пункт действительно прописан в соглашениях, которые все еще остаются основным аргументом РФ во всех переговорах и альтернативы которым пока также не предложила ни одна из сторон.

Пока Украина на официальном уровне не определиться со статусом РФ в этой войне (которую, кстати, тоже так и не назвали адекватно – мы до сих пор ведем антитеррористическую операцию, при этом проводя переговоры с террористами) – Путин и его приспешники будут и дальше задействовать весь доступный им спектр инструментов для эскалации на украино-российской границе и на линии фронта, а также внутри Украины.

Миротворцы-представители государств-сателитов, которые будут выполнять волю своих кураторов из Кремля и ничего более, Совбез ООН и все его функции, включительно с правом вето, и, как следствие, продолжение гибридной агрессии против Украины при еще более рассеянном внимании международного сообщества чем сейчас – ведь формально проблема будет локализована: введена миротворческая миссия, а что будет происходить по факту – не столь важно, ведь это международное присутствие может длиться десятилетиями, как на том же Кипре, который представители стран ЕС считают вполне удачным кейсом миротворчества.

Пока диалог относительно миротворцев будет сводиться к поиску компромиссов между США и РФ, которые не будут отстаивать интересы Украины по той простой причине, что у них есть свои – мы будем видеть все больше и больше предложений от государств-союзников РФ по оказанию «миротворческих услуг». Пока гражданское общество внутри Украины будет продолжать верить в «добрых союзников» — мы будем читать все больше и больше материалов, содержащих призывы к условной Европе\условному Западу\Волкеру\Трампу о помощи.

Но пора наконец подойти к вопросу честно и раз и навсегда распрощаться с иллюзиями: никто не будет воевать за нас, кроме нас самих. Никто не назовет войну войной, если мы сами не считаем, что это война.

Никто не победит за нас.

ПолітКом