Задумывались ли вы над вопросом: а что же представляет собой социально ответственный маркетинг?

Чтобы совсем уж без пафоса, простите за цинизм, по психосоматическим «понятиям» – специально созданная языковая конструкция, позволяющая произвести выбор среди различных последовательностей действий с помощью лингвистических меток. Другими словами, для «продавца» доминирующий приоритет – слово «маркетинг». Для «покупателя» – «ответственный». В первом случае – все подчинено действию «продажи» в значении «достижение прибыли». Под это подстраивается «важная отмазка» (облагораживание сути): прибыль – вовсе не цель, как вы (потребитель) могли подумать, а… результат PRавильно организованного бизнеса. Во втором случае – все подводится под ассоциативное «восприятие» (мышление). Ответственность по отношению к клиентам и услугам, ответственность относительно социальных потребностей социума и т.д. – все это предполагается как бы априори, по умолчанию. Никто ж «не удоумится» говорить о себе подчёркнуто деструктивно – обратное, правда?

Ну, и каково же место маркетинга в системе социально ответственного бизнеса?

Давайте честно. Не важно, что думаю я, если я – «наемник» (нанятый владельцем сотрудник). Важно, что думает бенефициар. Но даже, если я – «владелец» и дружу с головой, для меня вовсе не безразлично вознаграждение за усилия PRавильно организованного бизнеса – прибыль. Т.е. двигаясь разными маршрутами к вершине горы, называя маршруты удобно варимыми слащавыми словами, пик у нее все равно будет только один. Это, если без лирики. И как тут не вспомнить нетленку Гедевана Александровича Алексидзе из «Кин-дза-дза!»: «Вот потому, что вы говорите то, что не думаете, и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите».

И шо – социально ответственный маркетинг-таки актуален в Украине?

Сперва таки надо глянуть температуру по палате. Это вам не 2018, где шаркает пафос и докоронавирусные дифирамбы. На дворе властвует COVID-19 и его модифицированные собратья.

Истинно говорю вам: декларировать – не значит следовать.

А вот вам аллюзия. Параллель, значит.

Даже в период начала финансового криза 2008-2011, когда я руководил внешними и внутренними коммуникациями банка с иностранными инвестициями в Украине, наш бенефициар, чех Питер Келлнер, исповедовал принцип «быть, а не казаться». Перефразируя: ПЕРЕсоблюдать букву закона страны, в которой оперирует твой бизнес. Что сие значит? А хотя бы тот факт, что перед началом оптимизации человеческих ресурсов, каждый сотрудник получал денежную компенсацию (все было в белую!) за свои 2-3 псевдо-последующих месяцев работы до добровольного увольнения и возможность, при учете на рынке труда по безработице, получать более чем сопоставимое з конкуренцией на рынке пособие на долгие месяцы.

Сейчас же, в разгар Короны, что мы видим? Слава Богу, отечественный бизнес реагирует подобно западным традициям – в часы глобальных трансформаций необходимо сплачиваться, в том числе и со своими клиентами. Я кайфую, чувствуя солидарность, когда МСБ на период карантина отказывается от «безусловной» прибыли, открывая бесплатные доступы до образовательных, обучающих курсов по бизнесу. Крупный же бизнес, скорее в силу своих недочетов в маркетинге, чем заточенности, при всей своей пафосной декларативности, проигрывает. Возьмем, например, ритейл (выход в народ). Помните, сети супермаркетов ограничивали/-ют часы работы, доступ покупателей в супермаркеты до 10-15 челов по очереди, согласно постановлений КМУ. Хорошо? Кто спорит – конечно, да! Но..! А как же корзины покупателей, камеры хранения, которые все лапают своими «отпечатками»? А газеты с промо-предложениями товаров на неделю? Они же не в индивидуальной упаковке, как мои любимые булочки из авторской пекарни, которые в нарушение технологии свежести суют в целлофан...

… Как правило, в конце своей хиромантии цыганки-гадалки обычно задают испытуемому риторический вопрос: чем же сердце успокоится? Однако я пойду не по настроенному сценарию, резонируя все выше написанное...

Сие, мой читатель, все от Лукавого (пафоса). Быть, а не казаться. Потребитель делает выводы не под влиянием слащавой манипуляции. Он видит платежки за коммуналку. И, уж поверьте, ему фиолетово, что бенефициар распределяющих электроэнергию компаний даровал по милости своей «божьей» гуманитарную помощь где-то в ОРДЛО. Потребитель меряет карман своим аршином – что и там, и там, в принципе, правильно. Однако избирательность истеблишмента, направленная под интересы выборов, не имеет ничего общего с транспарентностью позиции – не декларативной, а реальной прозрачностью. Ибо тогда – по вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29).

Аминь.