По миру бегают две напасти — одна опасная, вторая смертельная. Опасная — это коронавирус, а смертельная — люди, которые на фоне опасной болезни ведут себя, скажем так, странно. Сначала они ее отрицали как явление. Потом, когда свидетельств того, что она существует, стало слишком много, оспаривали ее опасность — мол, не хуже обычного гриппа. Потом, когда у каждого в знакомых оказался хотя бы один человек, который ей переболел в крайне неприятной форме — а то и не выжил — начали оспаривать эффективность борьбы с ней. Мол, и карантины ваши не работают, и вакцины ваши лабуда. Это были одни и те же люди, осторожно отступающие по лестнице аргументов под давлением реальности, но не сдающиеся.
Отчего так? В невежестве ли дело? Нет, среди таких людей встречаются и образованные, в том числе — медицински образованные. То есть дело не в незнании — знание есть, просто оно не исправляет поведение. А то и помогает выстроить оправдания тому, что человек подвергает опасности себя и других.
Это объяснимо.
Так получилось, что миром часто правит страх и глупость. Или, научным языком выражаясь — поведение масс определяют фобии и когнитивные искажения. Просто «пока интернета не было, только родные знали, какой ты баклан», а сейчас у нас есть все возможности рассмотреть друг друга во всей красе.
Рассмотрим страх перед вакцинацией.
Фобия прививок не началась с началом эпидемии. Она гуляла по миру давно. Много народу выискивало самые странные подтверждения давно опровергнутой гипотезе, что вакцины вызывают аутизм. Причем в их подаче это делали любые вакцины. Что бы ты не уколол ребенку, какая бы формула не была у того вещества — в их глазах это уже был риск. Абсолютно иррационально — но объяснимо. Людьми руководили вполне конкретные страхи.
Во-первых, страх перед синтетическим. Люди боятся синтетического, «ненатурального» — это форма страха перед неизвестным. Отсюда же происходит боязнь ГМО и боязнь «химии». Недавно в одном обсуждении автор увидел жалобы некоей дамы на то, что сахар теперь делают ненатуральный и вредный. Хотя любой кухонный сахар — это не вполне натуральный продукт, да и не вполне полезный. Другие же люди сильно удивляются, когда им показываешь вот эту картинку — и начинают говорить, мол, ты не понимаешь, в яблоке-то оно НАТУРАЛЬНОЕ. Хотя речь идет о веществах с той же самой химической формулой.
Во-вторых, страх перед медицинскими вмешательствами. Человек вообще боится, когда ему прокалывают кожу и делают больно. Это нормально, это у нас от самых дальних предков.
В-третьих, и в самых главных — страх ответственности. И это основное.
Человек устроен так, что ему психологически проще не принимать решение. Потому что в таком случае он не чувствует своей вины за произошедшее. Мы знаем, что виноваты за последствия своих действий, но когда речь заходит о бездействии, сознание становится поблажливым.
Допустим, в стране лютует страшная эпидемия гусиного насморка (название условное). Если человек не привьет своего ребенка, вероятность того, что он заболеет и помрет — 0,002. Одна пятисотая. Есть вакцина, но на нее бывает аллергия, которая в редких случаях делает ребенка инвалидом. Вероятность ее — 0,000001. Одна миллионная.
Рациональное решение — сравнить эти два числа и вакцинировать. Риск значительно снижается.
Но очень многие не будут этого делать. Потому что страх «своими руками покалечить ребенка» в сотни, в тысячи раз сильнее страха, что ребенок умрет без прививки. Потому что в первом случае это будет личная ответственность, а во втором — ну, бывает, судьба-судьбинушка, стечение обстоятельств, кто же знал.
На самом деле личная ответственность будет в обоих случаях. Просто во втором будет проще себя обмануть и убедить, что вина-то не твоя.
Все эти мифы обрели новую жизнь с эпидемией ковида, когда речь зашла уже не просто о том, чтобы привать детей, но о том, чтобы прививать вообще всех. Люди ищут самые изысканные оправдания тому, чтобы это не делать.
И находят.
Большинство своих решений человек принимает интуитивно. Рацио включается уже позже — когда надо объяснить другим, почему ты себя повел именно так. Поэтому сначала принимается решение «ааа, я не хочу, чтобы в меня иголками тыкали, с детства уколов боюсь», «у меня страх перед любой химией», «я по жизни путешественник, я не хочу сидеть дома на карантине», «мне не нравится любой диктат, не надену вашу маску», или же пресловутое " мне страшнее принять малый риск по результатам своего решения, чем большой, но по воле случая".
А вот дальше включается все, что человек когда-либо знал о медицине. От запросов "вред вакцин" дымится Гугл, от обвинений в трусости и малодушии разбегаются знакомые. Киевляне еще помнят долбоклюев, которые специально ходили по вагонам метро, призывая других снимать маски, потому что болезни-то не существует, это миф и выдумка. Этим людям мало было самим закрыть глаза — они испытывали самую насущную психологическую потребность в том, чтобы глаза закрыли другие. Им мало было кормить свои внутренние страхи, им нужно было покормить еще и тщеславие — мол, глупые людишки повелись, но мы, умные и не ведущиеся на пропаганду мирового правительства, им сейчас все расскажем.
Все это — человеческое. Люди очень иррациональные существа. Просто нужен был Интернет, чтобы люди могли "отойти подальше" и взглянуть на свое массовое поведение со стороны.
В конце должно было быть предложено решение, но у меня его нет. Хотя, возможно, этот материал и есть часть решения. Возможно, кто-то, поняв, что им на самом деле движет, будет двигаться осторожнее.
Не то чтобы я сильно надеялся, но попробовать стоило.