Я постараюсь писать очень-очень простым языком, хотя тема непростая, и очень для всех важная.
Ну, мне самому так проще; да и хочется, чтоб статью прочитало как можно больше народу, а то прямо уже руки опускаются.
Я тут на днях понял, откуда берутся люди, уважаемые мною, грамотные; очень-очень честные и патриотичные, но при этом топящие за налоговую реформу имени г-жи Макеевой. Я внимательно прочитал презентацию этой налоговой реформы, выложенную вот здесь:
http://www.documentcloud.org/documents/2500355-unt...
Ну что сказать? Отлично написано. Честное слово, не будь я уже так глубоко в теме, я бы сам обрадовался. Вах, сказал бы я себе, вот заживём-то! Пресс снижают (красной нитью по всему тексту это), упрощают администрирование, а единщиков, наконец-то, отлучат от отмывания зарплат и вообще доходов.
Но.
Есть несколько моментов, которые не лезут ни в какие ворота.
*****
Первое. Соотношение ВВП и распределяемых через бюджеты средств. Не может быть развития в стране, где это более 50%. Вот здесь подробно, кто не верит на слово:
http://ces.org.ua/wp-content/uploads/2015/08/20151...
Если длинно, посмотрите вот только на вот эту картинку:
Как вы думаете, куда деваются эти «лишние» 10% бюджета, так старательно «распределяемые» нашими держустановами?
При этом в проекте минфина остаётся тот же порядок процентного соотношения. При оптимистичном прогнозе ВВП на 2016 порядка 2100 млрд грн, затраты (с пенсионным и местными бюджетами) заявляются до 975 млрд грн, что есть почти 47% (без квазифискальных расходов).
С таким уровнем перераспределения в истории значительно росли исключительно социалистические диктатуры типа СССР периода индустриализации; примеров с рыночной экономикой и высокими темпами роста при таком соотношении нет.
*****
Второе. При коэффициенте ЕСВ 0,4 (эксперимент 2015 года) 4000 предприятий использовали возможность для вывода из тени (из статистики общественных организаций). То есть, снижение ставок работает (на выход из тени), но нужно более существенное снижение. 20% ЕСВ + 20% НДФЛ (предлагаемые Минфином, что, к тому же, по факту есть двойное налогообложение), дают более высокую нагрузку, чем в указанном эксперименте.
*****
Третье. Социальная льгота по уплате налогов с минималки снижает стимулы платить официальную зарплату — оформление персонала исключительно на минималку (плюс конверты) получает дополнительную привлекательность. Кто ж откажется от льгот, если есть возможность их получить?
Резать, резать.
*****
Четвертое. В Эстонии и Гонконге использование (введение) налога на распределённую прибыль (предлагаемое и у нас комитетом Рады) дало возможность получить показатель прямые инвестиции/на душу населения на уровне в 4 раза выше, чем у стран-соседей. В ЧЕТЫРЕ раза. Не на четверть. В четыре раза. Очень мне нравится это писать. В четыре раза.
Минфин не слышал об этой истории и вообще не знает, что такое налог на распределенную прибыль. И правильно, зачем нам взрывной рост экономики? Думай потом, куда деньги девать...
*****
И пятое. Стоимость ям для оптимизации НДС — 11-13%. При ставке 15% (комитетский вариант) нет смысла идти на такой риск ради минимальной экономии. Если же разрыв составляет те же 7-9%, что и сейчас, то почему бы не работать, как работалось?
*****
Пока писал, вышла великолепная статья Михаила Соколова на ЕП. Вот практически те же тезисы, что и здесь, а мы не сговаривались, чесслово. Почитайте:
http://www.epravda.com.ua/publications/2015/11/17/...
*****
Согласимся на то, что кормушки ("лишние" 10% распределяемых денег), тень, обналовые ямы, и всё такое останется, да? Чтоб потом опять по кругу, с тем самым рвущимся из сердца лозунгом?
За помощь в подготовке статьи благодарность Алексею Геращенко
P.S. И ещё одна ссылка. Раз уж вы до этого места дочитали, сходите ещё и сюда: