Количество социальных проектов за последние 3 года в Украине возросло в разы если не на порядок. кто-то только начал разбираться в третьем секторе в связи с ситуацией в стране, кто-то как рыба в воде ориентируется в страшных словах «стейкхолдеры», «бенефициары», «фандрайзинг». Третий сектор наполнен сейчас и успешными начинающими общественными деятелями и аксакалами, знающими всех и вся, и занимающихся общественно полезной и актуальной деятельностью с начала независимости. Как и в бизнесе, здесь есть те, кто внедряет успешный опыт коллег из других стран, областей, сфер. На ряду с ними, есть и те, кто придумывает свое/новое/уникальное. — Как и первые, так и вторые бывают в равной степени успешными и провальными.

Какая между ними разница?

Одной из необходимых компетенций для современного общественника является умение выходить за рамки при поиске решений проблемы. Иногда даже за рамки разумного при этом четко понимая что зацепит социальную группу, на которую хочется влиять и что даст максимальный эффект


К примеру, в Торонто, в канун Рождества появилось необычное оформление. Все магазины в преддверии такого праздника оформляют свои витрины соответствующим образом: сценки празднования Рождества в домашнем кругу, наряженная ель и атмосфера праздника. Такой дизайн настраивает людей на праздничный лад и продвигает торговлю. Но ассоциация, отстаивающая права женщин, решила напомнить горожанам, что для некоторых Рождество — это не только праздник. По статистике, именно в эти дни происходит наибольшее количество случаев домашнего насилия. Так вот дизайнеры, по просьбе этой ассоциации, оформили витрину одного из магазинов следующим образом: с виду всё, как обычно — семья сидит за праздничным столом, на столе стоит зажаренный гусь, на ёлке горят огоньки, дети улыбаются. Но стоит подойти поближе, как фигурки оживают и мужчина замахивается на женщину, которая в последний момент успевает увернуться. Зрители могут остановить насилие, отправив 5 долларов с помощью SMS на указанный счёт. Сделать это нужно в течение одной минуты. Если минута прошла, а деньги не поступили — сценка повторяется. Все собранные таким способом деньги пойдут на реабилитацию женщин, пострадавших от домашнего насилия.

Что делать, если ты не креативщик, но хочешь создавать крутые идеи?

Методик креатива достаточно много. моя самая любимая — методика Уолта Диснея Метод Уолта Диснея основывается на так называемом трехтактном мышлении. Это мышление включает в себя три взгляда на проблему, которые являются одновременно и тремя этапами ее решения.

Первый взгляд

Взгляд Мечтателя, генерирующего различные, нередко совершенно фантастические идеи.

Мечтатель не имеет никаких ограничений и преград, для него все возможно, его воображение способно отрываться от реальности. Мечтателю позволено все, он может жонглировать идеями, переворачивать проблему с ног на голову, вообще не относиться к ней серьезно.

Второй взгляд

Взгляд Реалиста — человека дела.

Он точно знает, что нужно сделать и всегда может выбрать из многообразия предложений те, которые возможно реализовать в условиях данной реальности. Оценивая идеи мечтателя, он старается каждую из них «примерить» к решению проблемы.

Третий взгляд

Взгляд Критика, задача которого — предупредить возможные трудности и ошибки, связанные с воплощением в жизнь идей мечтателя. Он должен предусмотреть все «подводные камни» на пути реализации решений, увидеть все опасности, почувствовать все угрозы.

Эта методика сейчас используется и в группе, но изначально она предназначалась для одного человека. Она создает обстановку, в которой один человек может выступать с трех различных позиций, анализируя собственные идеи и мысли.

Для облегчения перехода от одной позиции к другой Уолт Дисней предложил использовать три стула, стоящие в разных углах комнаты. Прежде чем начинать работать над проблемой, необходимо «привязать» каждый из этих стульев к определенной позиции. Посидев на каждом из них и представив себя в каждой роли, вы как бы поставите «якорь». Теперь в любое время вы сможете войти в нужную позицию, сев на соответствующий стул. Именно поэтому данная методика еще называется «метод трех стульев».

Без чего проект не будет существовать?

Используя эти методики не забывайте о том что ни один даже самый креативный проект никогда не произойдет без ответа на вопрос «Ради чего большего стоит его делать?» и команды, которая вместе отвечает на этот вопрос для общества и для каждого отдельного ее участника.

С чего начать?

  1. искать информацию.

все просто. Jast google! начните с обстоятельной подборки того что уже делают в направлении решения этой проблемы в вашей стране и зарубежом. Кто и как работает с вашей ЦА? На сколько эффективны уже существующие решения? Что сейчас является трендом?HBwzBTHEKShM5FBGshnXHXh-rbIf1am0tvYUcg3Ychm2rKRQv5w12smy9xcxUDb1uKKu9j46fRLDsVy_Fb9kF91LeZMnl69USgWIsmPDVdoJBeF3SpBK0QMQHiKSEItD3Euu5i55

  1. анализировать информацию на предмет подходит/не подходит

Будьте критичны. посмотрите что дает конкретный, измеримый результат, чего не пробовали делать, что пробовали и не сработало. выбирать лучшее, но помнить что из опыта предыдущих вы соберете лишь часть пазла. Чем ваш проект будет похож на уже существующие?

  1. создавать свое базируясь на существующем, но не зацикливаясь на нем

лучшие проекты создаются на пересечении всех заинтересованных сторон. вы тоже заинтересованная сторона. в реализации ценностей в данном проекте ваш личный, персональный интерес. Что будет отличать ваш проект от всех, которые уже существовали?

  1. смотреть с позиции «если бы все это уже было сделано»

представьте себе на секунду что вам удалось все, чего вы хотите добится в этом проекте. если вы не знаете к чему хотите прийти не стоит влезать в общественную деятельность!

Какой идеальный результат вы хотели бы получить?

Кто (из спонсоров) обязательно оценит креатив, а для кого он не имеет значения?

Если ваш проект будет достаточно неординарен и при этом эффективен его по достоинству оценят все потенциальные вовлеченные в него стороны. в том числе и потенциальные доноры и спонсоры. Если вы искусно сможете просочитать интересы всех, задействованных в ситуацией с которой работаете, при сравнении со стандартными проектами у вас будет несомненное преимущество. Фокусируйтесь на людях и их интересах. Часто объем получаемых ресурсов напрямую зависит от того насколько проект отличается в лучшую сторону от всего существующего, насколько он ложится в международные тренды.

Какие трудности уже удалось решить с помощью креативного подхода?

Особенно представители бизнеса ценят креативные идеи с качественным социальным эффектом. К примеру, TOM"s это не только хипстерская обувь, но также мощный социальный проект.

Отдельным большим приемуществом социальных проектов явзяется то, что продвигая их мы можем использовать не только позитивные стимулы, но и негативные. Ярким примером является социальный промо-ролик акции Let"s do it, Ukraine


тут хочется процитировать моего любимого Фандрайзера Якова Фридриховича Рогалина: "Напугать и соблазнить". Прекрасный, хоть и далеко не единственный инструмент, которым мы можем пользоваться, реализуя социальные инициативы.

Маленькі "фішки" для великого проекту.

P.S. Создавайте проекты завтрашнего дня, клонов существующих проектов и так достаточно