Мои впечатления от пресс-конференции патриарха Филарета.
Во-первых, спасибо ему. За мужество. Он выдержал очень каверзные и резкие вопросы, хотя было видно, что они ему не совсем приятны. Он даже дослушал до конца своего давнего ненавистника Василия Анисимова (который, тем не менее, частично был прав в том, что не торопимся ли мы дезавуировать переговоры).
Во-вторых, было видно, что он находится в состоянии боли и разочарования. Информационное сопровождение события со стороны российских медиа, комментарии некоторых клириков были просто макабричны: уж попиарились своими ИМХО как могли.
И эмоциональное состояние патриарха можно понять. Думаю, через некоторое время он на многие вопросы бы ответил немного иначе. Но за те ответы, что были — спасибо ему.
В-третьих, он прекрасно понимает, чем рисковал. Патриарх Филарет — один из самых значимых церковных деятелей в Украине, и такой репутацией не разбрасываются как шелухой от семечек. Он принял удар на себя, и если ему будет от этого легче — я встану рядом с ним.
В-четвертых, патриарх вопреки инструкции на трансформаторной будке «не влезать — убьет!» — влез в нее. И доказал, что в будке высоковольтное напряжение, а не массажный кабинет. Вы хотели от него покаяния? Он произнес эти слова. Теперь мы точно знаем, что последует за такими словами: танцы с бубнами, восторг людей, десятилетия жаждавших мести, плевки и издевательства. Боюсь, второй попытки мы уже не выдержим. Спасибо всем за бу-га-га, гы-гы-гы, фьють-фьють, «не верю!» — за весь ваш радостный победный свист, топот, гогот и улюлюканье, за весь ваш цинизм и брезгливость. Видимо, в 21 веке время для благородных жестов и торжественных церемоний объединения прошло. Или не наступило. История покажет.
В-пятых, меня вдруг как-то попустило относительно секретного характера всей этой кампании. Спроси меня заранее, хочу ли я от патриарха такого письма, я б ответила отрицательно. То есть, будь мы моя воля, этого хайпа не состоялось бы вообще. Но если б вся наша церковная полнота дала согласие — мы б сейчас оказались в очень плохом положении.
А пока все остается по-прежнему — прежние проблемы, прежние конфликты. Останемся ли МЫ прежними после этих двух дней, которые потрясли церковный мир? Ведь со многих представителей РПЦ и УПЦ на одну минуту слезла их стервозная маска, и за ней вдруг проявились человеческие лица. Хочется как в сказке про царевну-лягушку схватить эту гадкую жабью кожу и бросить ее в костер. Но это могут сделать только хозяева кожи.
В любом случае, думаю, что точку пока ставить рано.