Как часто, наблюдая за радостным финалом, мы даже не догадываемся о сложности процессов, которые были задействованы для того, чтобы событие из разряда гипотетических перешло в реальность.
Новость о торжественном подписании Финансовых соглашений между Украиной, ЕБРР и ЕИБ прошла по всем центральным СМИ и ТВ. Да, это событие не только для харьковчан, ведь именно на достройку двух станций Алексеевской линии метро, новое строительство электродепо и закупку 85 новых вагонов, европейцы решили выделить 320 миллионов евро. Это событие для всей Украины и вот почему.
Метро в Украине есть только в Киеве, Харькове и Днепре. За последние 5 лет новых станций было открыто только… одну. И нет, не в столице. Хотя казалось бы – сосредоточение финансовых потоков, огромный бюджет города, все государственные институции, которые могут поспособствовать в этом – именно в Киеве. Как не открыли станцию метро в Днепре, хотя слухи и обещания про достройку новых станций раздают все кандидаты и регулярно. «Мы построим метро на Троещину!» — обещают киевлянам популисты или «Театральной, Центральной и Музейной станции быть!», — впрягались кандидаты в общую волну раздачи «пряников» перед выборами днепрянам.
И пока метростроители Киева и Днепра сидят без работы, то харьковские метростроевцы сдали в эксплуатацию августе 2016 года первую за последние 5 лет станцию «Победа». А сейчас, после подписания Украиной договора с ЕБРР и ЕИБ, стоят перед настоящим вызовом – продолжить строительство двух станций в сторону международного аэропорта «Харьков» в густонаселенный район Алексеевки. Задача для инженеров и машиностроителей – не из легких, так как надо смонтировать уникальный проходческий щит. Это специальная, подвижная конструкция, которая обеспечит безопасное и эффективное извлечение земельной породы, при этом сокращая время самого создания тоннеля. Сразу за ходом проходческого щита можно укреплять своды тоннеля. А это дает возможность приступать к прокладке путей, электрификации и отделке помещений станций. А еще надо с «нуля» построить новое электродепо «Алексеевское», которое будет обслуживать составы Алексеевской ветки Харьковского метрополитена.
Так вот, вроде бы все понятно, что строится метро на территории города, значит, логично, и все заботы о строительстве должны тревожить муниципалитет. Но, вспоминая печальный опыт долгостроя в Днепре, да и кучу нереализованных обещаний, данных харьковчанам в былые годы былыми политиками, о с таким подходом ясно же, что метро не построишь. Да и денег-то таких сумасшедших – еще поискать надо. И тут всегда вопрос приоритетов и кто будет их искать!
К слову, жители города – они же жители области. А вопрос загрузки автомагистралей, экологии, развития инфраструктуры – вопросы явно более высокого уровня, чем просто городской совет. Да, бюджет города тоже изыскал и готов дать денег на строительство метро аж… 10 млн. евро. Вот посчитайте, сколько лет надо с таким финансирование строить станцию метро «Одесская», если по проектно-сметной документации, которую надо все время обновлять из-за роста цен на товары и услуги в строительстве и инженерных технологиях, стоимость ее на средину 2017 года составляла 4,8 млрд. грн.
Самый сложный период переговоров, согласований, кабинетная работа с профильными министерствами по согласованию, доказыванию, отстаиванию проекта строительства метро взяла на себя глава Харьковской областной государственной администрации Юлия Светличная. Как и часть переговорного процесса с европейскими партнерами. Напомню, что 13 декабря 2016 года в Харькове открыл свое представительство Европейский банк реконструкции и развития.
Кстати, и станция «Победа» появилась тоже благодаря настойчивости бывшего главы края – нынешнего Главы Администрации Президента Украины Игоря Райнина, который в кратчайшие сроки смог организовать коммуникацию з руководством страны, финансированием, ходом строительства и высоким уровнем исполнительской дисциплины.
Кроме того, Юлии Светличной во многом приходится быть гарантом эффективности использования средств европейцев, которые очень хорошо осведомлены о уровне коррупции в Украине и не очень спешат рисковать своими деньгами.
Как сказала сама Светличная, то подписание этого соглашения – это признание и демонстрация доверия к Харьковщине. «Работают с теми, кому доверяют, и кто дает результат», – Юлия Светличная.
И все же повезло харьковчанам с главой области – Юлия Свеличная пример управленца новой формации, запрос на которого в нашем государстве огромен! Динамичная, профессиональная, умная, образованная, умеющая собирать команду и вести за собой, ставящая большие и амбициозные цели и настойчиво добивающаяся их воплощения в минимальные сроки. Потому 320 миллионов евро на строительство очередных станций Харьковского метрополитена – это только один из результатов ее деятельности совместно с Кабмином, Президентом для блага всех граждан.
По сути, Юлия Светличная стала драйвером позитивных изменений Харьковщины. Уверена, что в 2018 году область под ее руководством все также будет оставаться флагманом позитивных изменений и реформ, как и сейчас, занимая первую строчку в рейтинге социально-экономического развития среди всех областей в Украине.