Все в нашей жизни, если присмотреться, можно уложить в определенные формулы. И отечественная политика – не исключение.

Универсальной мне видится формула: «Бред – Вред – Мы тоже помогали!» БВМ — сокращенно)))

Сегодня в газете «Голос України» напечатан полный текст Закона «О Высшем антикоррупционном суде Украины», но судя по отголоскам баталий и заявлениям, есть еще ряд политиков, которые не сразу впрыгнули в первый вагон #перемога. И спешат все же успеть поставить галочку о своих достижениях на поприще принятия закона, дабы потом к электорату прийти во всем белом)))

Когда тема создания Антикоррупционного суда появилась с информпространстве, масса народных избранников, политэкспертов, юристов и прочая утверждали, что этот судебный орган нам не нужен. И вообще все без исключения суды в Украине обязаны быть антикоррупционными. Это как раз была активная фаза отрицания, то есть «Бред, что вы несете, какой суд? Мы уже видим, как ваша реформа судебная движется!», — и все в таком стиле. Нет, потому, что никогда такого не было и быть не может!

Дальше, как только об этом заговорили на высшем уровне, перешли к фазе «вредительства». Критиковали, обвиняли, высмеивали. Были альтернативные проекты. Были, кто забыл уже, даже антикоррсудебные майданы, были митинги, народные вече и шествия. И были прямые обвинения в адрес главы государства, что, якобы, он блокирует процесс создания этого важнейшего органа правосудия. Эту эпопею с отозванием депутатских законодательных инициатив по антикоррупционному суду, которую мы наблюдали, и которая была больше похожа на детскую месть, чем на конструктивную работу парламентариев, можно смело внести в кейсы по пиару. И назвать красиво, длинно и иронично: «Как предпринять попытку стать популярным, начать торговаться и запутаться в собственных требованиях!». И по факту все проиграть — именно тогда глава Антикоррупционного комитета Егор Соболев потерял доверие и должность: амбиции иногда надо уметь контролировать)))

И все же текст законопроекта, который писали юристы, представители общественности, правоведы в соавторстве с народным депутатом Георгием Вашадзе и который соответствовал, во-первых, Конституции Украины, а во-вторых, международным нормам, отдали на рассмотрение Венецианской комиссии. И он был зарегистрирован в Аппарате Верховной Рады, как неотложный, потому как подал его Президент, тем самым взяв на себя ответственность за законодательную инициативу и гарантировав правовому документу быть рассмотренным, а не пылиться месяцами и годами где-то на полках в парламенте.

На уровне Комитета по вопросам правовой политики и правосудия, после первого чтения в парламенте президентского проекта стадия «Вред» только усиливалась. Две тысячи поправок к основному тексту, бесконечные нападки на Президента в части прямого вето международных экспертов по кандидатам на должности судей, которое прямо нарушало Основной закон, и которое Петр Порошенко называл неприемлемым – как Гарант Конституции защищая ее. А сколько было взываний к заключению Венецианской комиссии, обвинений в сдаче интересов государства в угоду Международному валютному фонду, он одним из требований по получению транша назвал создание Антикоррупционного суда.

Стадия рассмотрения всех правок длилась несколько дней. Как и поиск приемлемой формулы по ключевому вопросу – полномочиям Совета международных экспертов. Ее все же нашли в ночь перед окончательным голосованием, согласовали с МВФ, юристами, авторами законопроекта, членами профильного комитета.

Ситуация накалялась. Не выдержали нервы даже у премьер-министра – Владимир Гройсман прямо заявил, что в случае провала голосования за проект по созданию в Украине Высшего антикоррупционного суда, он подаст в отставку. В день голосования в парламент лично прибыл Президент Петр Порошенко и обратился к народным депутатам поддержать данный законопроект.

Итог этого длительного процесса мы все знаем – конституционным большинством закон проголосовали. Даже те оппозиционные депутатские фракции, кто больше всех критиковал и пугал общество, что новый судебный орган будет подконтрольным власти, все же отдали за него свои голоса. В этот же день – 7 июня – Украина получила положительный отзыв из Страсбурга от Европейской комиссии за демократию через право. Нас поздравили международные партнеры, возликовала вся прогрессивная общественность. И вот тут начинается самое интересное.

Как только закон приняли, а Венецианская комиссия его одобрила – пришел черед стадии «Мы тоже помогали!». Все захотели быть победителями, повесить на грудь ордена)))

Наперебой на ТВ стали появляться те же критики закона до недавнего времени и… рассказывать о своей героической причастности к созданию этого документа. Не спорю, голос, отданный «за», тоже рассматривается как участие)))

«Мы их заставили принять закон», «они нам не смогли помешать», «мы добились», «мы (я) внес столько-то правок», «мы не дали им увильнуть», – это только малая часть победоносных реляций, потоком хлынувшая с экранов телеканалов и в соцсетях. Хотелось спросить – кого, их, имели в виду? Учитывая первые две стадии, то выходит, что самих себя, что ли?)))

Но все же! Принятие закона о Высшем антикоррупционном суде – это победа всех украинцев, всего государства, а не отдельно взятых народных депутатов или даже партий. Это еще один шаг на пути к искоренению топ-коррупции в Украине, как явления гадкого и постыдного. Это сближает нас с Европой, но и обязывает быть цивилизованным, законопослушным, правовым обществом, а этому нам еще надо научиться.

Впереди – несколько месяцев работы по реальному созданию нового высшего судебного органа. Так что не стоит расслабляться, и стадия «Вред» может попытаться взять реванш путем всяческих заковык и проволочек. Но процесс обновления Украины – уже не остановить. Система всегда опирается изменениям, реформированию, формула БВМ очень даже живучая, но это не повод чтобы опускать руки. Дорогу осилит идущий, который упорно и упрямо шаг за шагом преодолевает путь.

И еще о победителях. Стоит напомнить, что главным инициатором идеи создания нового суда и локомотивом ее реализации является Президент Украины Петр Порошенко. Как и многих реформ, стартовавших после Революции Достоинства. В своем послании к парламентариям в сентябре 2017 года Президент настаивал на неотложном создании специального антикоррупционного судебного органа. А кто не верит, то Гугл вам в помощь!)))

Нравится кому-то это или нет, а принятие закона «О Высшем антикоррупционном суде Украины», которое глава державы символично подписал в годовщину предоставления Украине безвизового режима с Евросоюзом 11 июня, это его победа. С чем его стоит персонально поздравить. Тем более, что после опубликования текста закона в официальном вестнике Верховной Рады Украины он полноправно вступил в силу.

Фото автора текста Светланы Кушнир сделал Михаил Кириленко, за что ему мое огромное мерси))