«Принуждение к сотрудничеству» стало просто идефиксом, самоцелью нашего карго-институционализма. Богатые поделятся с бедными, социальная ответственность бизнеса, роль государства в экономике и фискалы что кормят страну, проявлений и артефактов там множество, но суть одна и та-же, «принуждение к сотрудничеству». Просто поле чудес с Якубовичем, там где угадал все буквы, но не смог угадать слово.

И таки да, принуждение — вполне естественная для государства деятельность. А сотрудничество — вполне характерно для общества. Проблема только в том что два эти вполне нормальных слова оказались в совершенно невозможной комбинации. И виною тут тот самый культ Карго. Где-то я уже слышал это словосочетание, про «принуждение к сотрудничеству», это было что-то про бомбардировки Югославии, или про нефтяное эмбарго, или еще про какой-то там оскал мирового империализма и коварные происки закулисы. И таки да, звучало это грозно и таинственно. И возможно даже работало. Но это еще совсем не означает что если сельский зоотехник по пьянке дал бычку кличку «Юпитер», то ему теперь все можно. Где мировая закулиса а где неши карго-институционалисты прасците? Это таки две большие разницы.

Объяснить появление подобной фразы в геополитическом лексиконе можно скорее сарказмом, и явным неравенством сил в ситуациях где эта фраза уместна. Но и это еще не все, культ Карго — понятие многогранное и многослойное. Проклятый Запад там под «сотрудничеством» имеет ведь в виду совсем другой процесс. Измученные стратегиями "win-win" и прочими концепциями личных свобод и общественного договора — они вообще не понимают зачем (и кстати как) кого-то нужно «принуждать к сотрудничеству». Сотрудничество вещь взаимовыгодная, ею можно соблазнять, а порою и в ней ограничивать (за плохое поведение), но аж никак не «принуждать». В том второй слой (если не первый) того империалистического сарказма. Который нашими адептами был воспринят как дословная инструкция, рабочий пример и прямое руководство к действию. Патамушо папуасы.

И таки да, уровень разнообразного сотрудничества в «цивилизованных странах» очень высок. Начиная с длинны цепочек производственной кооперации и заканчивая масштабностью всяких мутных финансовых схем. В том числе и уровень перераспределения прибыли что через бюджеты что через финансовую систему вообще. Там все масштабно. Но нужно понимать что там все не только масштабно, но еще и взаимовыгодно. И потому это работает. Потому множество всяких контрагентов (включая и государство) демонстрируют добросовестность во множестве всяких довольно сложных схем. Потому что там есть стимул, и этот стимул кстати положительный. Никаким насилием принудить к такому поведению невозможно, и это прекрасно понимают все. Там. Но тут вам как говорится не там...

И потому наши папуасы честно пытаются достигнуть хотя-бы внешне похожего «уровня сотрудничества», причем совершенно варварскими методами, от огня и меча до популистского пряника. Ну где-то там на заднем плане есть конечно вполне рациональные аргументы (например коррупционные) и наполняются семейные бюджеты, но я не о том пишу а о высоком и светлом. То бишь о сотрудничестве, ага. Сотрудничество которое не является взаимовыгодным вообще вряд-ли возможно и как правило не рентабельно. И уж совсем оно невозможно в схемах где участники должны демонстрировать достаточно сложное поведение. С помощью кнута и голода можно заставить собирать хлопок, но вряд-ли возможно принудить к разработке новой модели айфона. В этом еще одна разительная разница между «нами» и «ими». Попытки использовать чисто палочную дисциплину в таком деликатном деле как постиндустриальная экономика — и вовсе нонсенс, даже в индустриальную эпоху это не работало. И в доиндустриальную изрядно хромало. Так что наличествующие у нас результаты совершенно соответствуют примененяемым методам, и тут как раз ничего нету неожиданного. Тут даже не нужны никакие внешние силы и объяснения, типа войны или мировых кризисов, даже без них там все предельно ясно. Удивляет тут скорее настойчивость с которой мы топчем те грабли.

Таки культ Карго во всем том виноват, и попытки копировать внешние признаки без даже попытки понять внутреннюю суть. Но кроме того еще и национальный менталитет. Когда все происходит строго по заветам монтера Мечникова, «утром деньги — вечером стулья». То бишь вы сначала давайте сотрудничать, а о взаимовыгодности поговорим потом. Потому что сейчас не может быть никакой выгодности, а лишь измученность нарзаном и перманентная финансовая и институциональная неспроможність. Зато есть кнут, и мощные инвестиции в него, которые кстати одна из причин той неспроможности. У нас не было еще ни одного Президента или правительства которые считали что их полномочия достаточны для исполнения функций. И потому у нас каждый раз конституционная реформа, и кстати зачистка политикума до голого асфальта. Шоб кнут был крепче. Но еще ни разу я не слышал от власти про взаимовыгодность. Ну вернее слышал, от кандидатов во власть, но с момента получения мандата — им эту тему отшибает напрочь. И это кстати тоже тенденция которую подтверждали абсолютно все. И нынешние кстати тоже не избегли. Значит и результат будет похожим.

При этом концепция "win-win" не только не используется (ну кроме узких кулуарных применений), она еще и всячески искореняется везде где только возможно. Даже когда какие-то граждане совершенно самостоятельно начинают что-то делать «в сотрудничестве» это воспринимается как угроза, и искоренияется всеми способами. Даже когда эти граждане натурально воюют с внешним врагом или снабжают армию всякими ништяками. Это типа так нельзя, всякое сотрудничество должно происходить строго через посредство государства, и соответственно через жопу. А уж о взаимной выгоде вы вообще забудьте, этого никак нельзя. Иначе кто будет сотрудничать с государством? Отож. Хотя если власти действительно что-то нужно, то она охотно играет в "win-win" со всякими мутными товарищами типа Вилкула или Фирташа. Ну то есть с «мутными товаришами» это завсегда пожалуйста, а с обществом в целом — никак невозможно. Ну то есть власть вполне осознает всех этих факторов, все она прекрасно понимает, что и демонстрирует во всяких своих «защитных» реакциях. Но на «магистральном пути» продолжает с самурайской решимостью все делать через жопу. Почему-то. То ли следуя неким «священным традициям», то-ли имея совсем отдельное мнение про роль власти и государства в обществе, то-ли по иным неведомым причинам. Но причины эти следует выяснить и устранить, иначе лучше не станет, а вот хуже — и так становится каждый день :)