Похоже, нам пора забыть на время о глобализации, международном сотрудничестве и взаимовыручке. Пандемия коронавируса вернула нас в период экономического национализма, когда каждый сам за себя. Речь идет не только о бизнесе, но и о гуманитарной и социальной политике.
В то время, когда страны ограничивают экспорт и вводят заградительные меры на импорт, во главу угла ставят национальный бизнес. Вопрос экономической безопасности становится на одну ступень с военной безопасностью. Глава комитета по иностранным делам Бундестага Норберт Рентген призвал не пускать китайский Huawei развивать 5g сеть в Германии. Он заявил, что на компанию может влиять коммунистическая партия Китая. В последнее десятилетие китайские предприятия захватили очень много секторов экономики, от производства медицинских масок до высокотехнологического производства. Ранее лидерами оптоволоконного рынка были Siemens и Nokia, которые впоследствии объединились в NSN (Nokia Siemens Networks). Но даже объединение не помогло сберечь позиции. Китайцы делали работу дешевле и качественнее. В результате, именно китайцы захватили оптоволоконный рынок Европы. Та же история и в других отраслях.
Но не стоит связывать изменение рыночных отношений только с коронавирусом. Скорее, коронавирус стал катализатором, который ускорил процессы развития экономического национализма в мире. Сначала в ряде стран появились законы, которые создают дополнительные бонусы для собственного производителя при закупках. Например, в США, Индии и Кувейте установлено, что если местный производитель предлагает тот же товар, что и иностранцы, но на 10 – 15% дороже, то государство покупает у местного. Это правильная политика, которая позволяет поддержать местного производителя. В 2017 году Верховная Рада предварительно одобрила законопроект Олега Ляшко «покупай украинское – плати украинцам», но в октябре 2019 года парламент снял законопроект. Инициатива радикальной партии увеличила бы процент внутреннего бизнеса в государственных закупках. Законопроект заставил бы малый и средний бизнес выйти из тени и получать много заказов от государства напрямую или через подряды.
Нынче вопрос выживания для украинского бизнеса стоит крайне остро. Каждое пятое предприятие никогда не откроется после карантина. Они просто закроются. И на помощь малышам приходит крупный бизнес. Например, агрохолдинг МХП, который производит курятину под маркой «Наша ряба» начал страховать курсовые риски подрядчиков и загружает украинские предприятиями стабильными заказами. Можно уверенно говорить, что МХП использовал кризис, как шанс. И для себя, и для партнеров. А главное – благодаря таким программам у украинцев охраняются рабочие места.
Очень важно, чтобы малый и средний бизнес выходил из тени. Только в этом случае можно строить долгосрочные отношения с крупным бизнесом. У всех великанов прозрачные финансы, а многие из них котируются на биржах. Поэтому, если малыши хотят работать с великанами и получать регулярные заказы – им нужно выходить из тени. А в эпоху коронавируса без сотрудничества с крупным бизнесом, шансы обанкротиться высоки как никогда.
Если подобные практики начнут и другие холдинги, то мы сможем остановить галопирующую безработицу уже в ближайшее время.