Разбираемся, почему принцип светского государства был прописан в самой Библии.
Скажу сразу: церковь отделена от государства. И я сейчас говорю не о земных нормах конституций, а о вполне божественном законе, прописанном в Библии. Лучше всего это разграничение продемонстрировано в главах об Апокалипсисе. Все мы читали или слышали о дьявольском числе 666, которым заклеймит дьявол своих последователей. Некоторые теологи-богословы считали, что в Откровениях Иона фигурировало число 616. Именно оно упоминается в самой древней рукописи Откровения — Папирусе 115. Но это не суть важно. Исследователи священных писаний думали, что следует обратить взор на еврейский алфавит, в котором буквы обозначают определенную цифру.
И если написать число 666 или 616 на иврите, то мы получим некое слово, а точнее — имя. Во ІІI веке н.э. Викторий Петавийский применил эту теорию и предположил, что в числе сатаны зашифровано словосочетание «Нерон кесарь». Ранее, во II веке нашей эры, Ириней Лионский предположил, что 666 содержит имени: Еванфас, Латинос, Титан. Сам же Ириней остановился на версии мстительного Титана, которого уподобляли солнцу. Теолог считает, что Титан повторяет греческое имя "Teitan", которое нумерологически на латынь можно перевести как "Diclux" (ложное солнце) или Антихрист.
Много имен находили в мрачных числах, но в XIX веке богословы остановились на варианте, что в 666, все-таки, зашифрован Нерон Кесарь — известный гонитель христиан. Да и если мы возьмем за основу 616, то получится Nrn Qsr, поскольку при переводе правильного латинского написания Nero Caesar (в котором упразднен носовой звук «н» в отличие от греческого написания) на еврейский язык сумма чисел-букв уменьшится на 50.
Но это всё игры разума. Нам важно, почему в святых писаниях искали имена тиранов. Отправимся дальше в эсхатологическое путешествие. Рогатый зверь (Злой Дух), который придет вслед за драконом (сатана) с 7 головами и за барсо-лево-медведем (антихрист), будет ставить людям метку — харагму — число 666 (616) на челе или правой руке. Харагма — это клеймо хозяина, которым помечали рабов в Римской империи. Также на римских монетах изображались голова и имя кесаря. Этот комплекс символов именовался харагмой. Стоит вспомнить, что печать (харагму) оставляли на договорах купли-продажи, признавая императорскую власть. И наконец, харагмой называли удостоверение о прохождении обряда поклонении кесарю, который выражался в сжигании фимиама.
То есть рогатый зверь символизирует государственную власть, в то время как дракон с 7 головами олицетворяет правителей.
Например, Андрей Кесарийский считает, что: «...семь царств суть те, которые были от начала мipa доселе; пять из них уже пали, шестое, при котором явлено откровение, было в древнем Риме, не наступившее седьмое — это в Риме новом».
А Викторин Петавийский пишет: «Так нужно понимать время, в которое пишется Апокалипсис, ибо тогда правил Цезарь Домициан. До него был Тит, его брат, и Веспасиан, отец их. Затем Отон, Вителлий и Гальба. Это — пять, которые пали. Один есть, утверждает Иоанн, — тот, при котором написан Апокалипсис, а именно Домициан. Другой еще не пришел — речь идет о Нерве, который когда придет, не долго ему быть. Ведь не пройдет и двух лет».
Также зверь, схожий на барса, медведя и льва одновременно, мог символизировать Грецию, Мидо-Персию и Вавилон.
Почему я обратил внимание на имена царей и государств? Потому что изначально христианство являлось религией, которая противопоставляла себя власти и правителям-гонителям. Поэтому богословы старались отыскать имена императоров, поэтому семантический анализ позволил сделать выводы о зашифрованных государствах. Кроме того, это подтверждалось и прямыми цитатами: «горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой». Вавилон должен пасть и никак иначе. А на его мести должен возникнуть град Божий — Новый Иерусалим. И не будет в нём «ни смерти, ни плача, ни воплей, ни болезни».
Более того, тех, кто поклоняется образу зверя (государственной власти, земным правителям), ждёт наказание от первого Ангела Апокалипсиса, который «вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его».
Следует понимать, что Откровение писалось в конце существования Римской империи, когда всё разрушалось, уничтожалось, умирало и гнило. Поэтому борьба за становление духовного «порядка» велась против социально-политического аппарата принуждения, проживающего не лучшие времена. Библия выступала своего рода пропагандистским инструментом, в котором господство императора обрамлялось в фантасмагорические ужасы Конца света и должно было, как пугать мирян, так и сопоставляться чистому и светлому божественному царству.
Когда же в 391 году христианство утвердилось в качестве официальной религии, то появилось и церковное искусство. К Христу в образе Агнца стали приходить старцы для поклонения. Это такая отсылка к императорскому церемониалу (Aurum coronarium). В Баптистерии Ариана сохранена мозаика, на которой изображены апостолы, держащие в присутствии сына Божьего императорские венцы в качестве награды за веру.
Подобных влияний римской культуры на христианскую в визуальных образах можно найти много. Но это была не просто гармонизация традиций, здесь присутствовал и символ. Истинным императором для поклонения становился Христос.
Проходят века, меняется история, церковь набирает силу и становится одним из институтов власти. И даже тогда появлялись секты, еретики, культы — миллениалисты, альбигойцы, бичевники и др. — которые ждали Апокалипсиса, наступления тысячелетнего царства Христа и противопоставляли себя державе, и даже церкви. Первая отбрасывалась как рудимент, ведь «лев возляжет с агнцем», правителей земных не станет, а вторая считалась таковой, что искажает истинную веру. Многие из схожих российских сект XIX столетия станут основой для движения народников, анархистов, большевиков и т.д., поскольку левая идеология будет им симпатична своим сходством с описанными временами правления Христа.
И Святой Августин был первым, кто прочувствовал влияние ереси и угрозу власти, а, соответственно, и сказал, что церковь отменила Апокалипсис. Хотя это не сильно помогло...
В целом я думаю, что достаточно подробно продемонстрировал противостояние между библейским и светским пониманием праведной жизни.
Именно поэтому, когда Левиафан начинает заигрывать с церковью, которая жадно протягивает ладошки, она, по сути, делает то, что запрещено Библией, поскольку признает кроме Господнего еще какое-то правление. Принцип «кесарю-кесарево» нарушается. Получается, что необходимого отделения не происходит, а это ведёт к подставе паствы, ведь люди должного спасения во время второго пришествия не получат. Ибо будут носить на себя знак зверя — клеймо небожественной власти.
Позволю себе перейти от увлекательных рассказов к реальным историям. Я для себя это разделение выработал и самое главное — видел его. Мне очень приятно находиться в Европе, где в старых прохладных, но спокойных католических костёлах на стенах висят похвалы родителям и священникам, которые кормят бездомных, помогают детям-сиротам, проводят благотворительные акции. Мне очень приятно посетить старый монастырь в Чехии, внутри которого вывешены работы современных художников, подчас сюрреалистичные и мрачные. Мне нравится посещать церкви как музеи.
Во время революции я видел попов, которые стояли между противоборствующими силами в бронежилетах, не боясь пострадать, пытаясь иллюзорно, но сохранять мир. Я хвалил духовенство за то, что те помогали раненым и прятали их от органов государственной власти. Я восхищался, когда монахи выступали против кесаря.
Но я никогда не пойму того, когда два института, которые признаны противоборствующими одной из главных религиозных книг, начинают спариваться в какую-то непонятную киселеобразную субстанцию. Тогда это не вопрос спасения души, а просто поклонение Маммону и обман людей. И где найти сподвижнику успокоение и помощь, если главный спаситель — лишь отображение зла земного в запыленном зеркале? Наверное, в природе, в искусстве, в музыке...
Telegram-канал автора — подписаться
Впервые материал был опубликован на ИНФОРМАТОРе