С каждым днём на дорогах автомобилей с иностранной регистрацией становится больше. LT и PL всё чаще мелькают на дорогах города, они уже используются в такси, появляются и не «бюджетные» машины на евро номерах. Это говорит о том, что автовладельцам надоело платить ненормальную «растаможку» и прочие налоги при покупке машины, что непомерно увеличивает её стоимость.
И было бы всё не так печально, если бы деньги шли на реконструкцию магистралей, капитальные ремонты, развитие инфраструктуры для водителей, но этого не происходит, увы. Впервые за долгие годы украинцы решили сами инициировать поток недорогих транспортных средств, небывалая, невиданная ранее смелость. Логика водителей объясняется тем, что даже если это будет и временное авто, если начнутся проблемы с полицией, обнаружится неисправность – такую машину можно пустить на запчасти и практически окупить инвестицию.
На сегодняшний день есть несколько известных мне схем на ввоз авто:
1. Легальная, но с обязательным условием, каждые 5-10 дней пересекать границу. Она используется в основном жителями приграничных территорий, которые параллельно имеют и другие интересы заграницей: покупка товаров/продажа товаров.
2. Купить авто, скажем, в Литве, Польше. По документам машина остается в собственности литовской/польской фирмы и формально гражданину Украины не принадлежит. При этом украинец, который на самом деле купил авто «оформляется сотрудником» этой фирмы. Это дает ему право, согласно Стамбульской конвенции, управлять в Украине нерастаможенной машиной. В наших же реалиях, чаще встречается не стамбульская конвенция, а стамбульская «схема», сотрудника якобы оформляют и он смело передвигается по территории Украины, такое авто представляет самую большую опасность как для самого водителя, так и для остальных жителей, т.к. оно не проходит ТО, не страхуется и числится на балансе иностранной фирмы. Бывают случаи, когда мошенники оформляя десятки машин на одну фирму банкротят её, после чего машину нужно вернуть, ведь никаких данных о передаче средств за неё нигде нет. Судебная перспектива тут будет на стороне фирмы.
3. Ввоз машины на иностранного гражданина, который в свою очередь должен передать её в пользование украинцу. При такой схеме пересекать границу нужно раз в год для соблюдения законных требований. На рынке уже много торговцев, которые поставили на поток этот способ и предоставляют свои услуги на ежегодный вывоз/ввоз авто.
Все три способа не выгодны государству, не нравится это и дилерам, официальным импортёрам, «владельцы» рынка явно не хотят делиться. Существующие законопроекты в Верховной Раде, которые созданы для урегулирования этих моментов с целью и казну пополнить, и снизить стоимость «растаможки» для владельца не поддерживаются, нет необходимого лобби. Или общественный резонанс ещё не достиг пика. В то же время особенно сейчас заметно увеличился поток новостей в СМИ об авариях, опасности и отсутствии ответственности водителя на евро номерах при ДТП.
Это может говорить только об одном – авто с иностранными номерами долго не замечали, но готовится чёткая информационная волна, которая заставит посмотреть на них с другого ракурса – негативного, крайне негативного. Как мне кажется, после окончания информационной волны и формирования «правильного» общественного мнения с владельцами авто на иностранных номерах начнут бороться – штрафовать, забирать машины и прочее прочее, что послужит мощным сигналом для остальных.
И тут останется два варианта: инициативу «придушат» и заставят жить по-старому или общественный резонанс всё таки, заставит «владельцев» рынка опустить цены и сделать легальную «растаможку» доступной, хотя бы для одного-двух типов автомобилей – бюджетного и семейного, к примеру. И тут конечно всё зависит от гражданского общества, ведь носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ, согласно конституции.