Коротко. Без ссылок и детальных технических подробностей.

1) Обнаружение.

Наиболее эффективным считается радар L-диапазона. Обнаруживает квадрокоптеры с эффективной площадью рассеяния (ЭПР) цели 0.01м кв. на дистанции 5км. Что примерно равно ЭПР средней птицы. С другой стороны использование стелс технологий позволяет создать не только БПЛА, но и самолет с ЭПР 0.00016 м.кв. Поэтому в дополнению к радару разумно использовать и акустическое детектирование БПЛА. Точность определения координат цели с помощью разнесенных акустических детекторов, естественно, намного ниже радара, но акустические детекторы имеют возможность фиксировать специфические частоты моторов БПЛА, уточняя природу целей радара, а также определять ориентировочные координаты стелс БПЛА, невидимых радаром. Любопытно, что в одном киевском академическом институте сразу после полета Руста были разработаны датчики, детектирующие частоты пролетающего на сверхнизкой высоте самолета. Дешевые и надежные, но не востребованные из-за последующего развала СССР.


2) Уничтожение БПЛА.

Лазерные пушки оставим Боингу и Ко. Нет, они действительно замечательно сжигают дроны при идеальных погодных условиях. Но лазерный луч вещь ненадежная. Например, вьетнамцы прекрасно защищали мосты от лазерно управляемых бомб, сжигая мокрую солому.

Что остается? Ракеты и зенитные пушки. Стоимость ракет, делает их использование против БПЛА проблематичным даже на Западе. Остаются автоматические зенитные пушки. К сожалению, имеется принципиальное конструктивное отставание советских Шилок и Тунгусок от современных западных комплексов. Более современная Тунгуска, получив координаты цели от РЛС, с помощью бортовой ЭВМ осуществляет прицеливание и производит залп из двух 30мм пушек в эту точку. Для вертолета, против которого и задумывалась Тунгуска, этого вполне достаточно. Прямое попадание в вертолет хотя бы одного 30мм снарядика вызывает серьезные разрушения. Но что делать когда размеры «вертолета» в 10 раз меньше ? Прямое попадание в такую маленькую цель становится проблематичным. А что делать если применяется стелс-БПЛА и координаты , полученные акустическими детекторами, весьма приблизительные? Единственным выходом являются автоматические пушки, снарядик которых взрывается не только при прямом контакте, а и при достижении зоны возможного нахождения БПЛА, создавая вокруг себя сноп осколков диаметром 7м (для калибра 35мм). Бортовой компьютер просчитывает дистанцию до цели и программирует каждый снарядик перед выстрелом, делая из «снопов» целое «облако» осколков. Увы, но таких продвинутых систем нет даже у РФ. Зато они есть на Западе. Дорого ли? Дорого! Например батарея немецкого NBS C-RAM из шести установок 35мм пушек, 2 РЛС и пункта управления стоит 75млн. евро. Напомнить сколько стоили уничтоженные в огне боеприпасы? Думаю 1 РЛС на платформе и двух установок вполне хватило бы чтобы прикрыть большой арсенал от атаки нескольких БПЛА.

3) Электронные методы борьбы с БПЛА.

Приборы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) эффективно работают против относительно небольших БПЛА, не оборудованных эффективной инерциальной навигационной системой. Например перспективный тяжелый российский БПЛА Альтиус с новейшей инерциальной навигационной системой, по словам разработчиков, за час полета накапливает ошибку определения координат не более 1.8км. С другой стороны, тяжелые БПЛА весьма дорогостоящие и до настоящего времени не использовались в АТО. Но самое главное другое — подавление канала управления БПЛА не позволяет оператору осуществить прицельное бомбометание, что критично при защите арсеналов и других важных объектов. Средства РЭБ давно имеются на вооружении ВСУ и производятся отечественными предприятиями. Я, правда, не слышал, чтобы они стояли на складах боеприпасов. Может быть это военная тайна..